Место начальника отдела вновь освобождается. На этот раз по достаточно романтической причине – руководительница встретила свою большую любовь на берегу Балтийского моря и решила переехать. Впрочем, её вакансия освобождается «на твоей памяти» уже в четвёртый раз. А генеральный не спешит тебя повысить, несмотря на то, что ты хороший и дисциплинированный работник, «способна на большее», как он сам не однажды восклицал, вручая тебе премию по итогам полугодия. Ан нет… И на этот раз ты понимаешь, что тебя опять «пронесло». Пронесло мимо повышения…

Одни работают, другие руководят…

Конечно, ответственность руководителя «за всех» несравнима с ответственностью одного работника, который отвечает только за отдельный участок. Однако ответственность рядового работника, что ли более предметна, конкретна и возлагается на него целиком и полностью. И в большинстве случаев руководитель не справился бы с обязанностями отдельно взятого работника своего отдела, если бы (случись такое) его неожиданно понизили. Просто потому, что был бы не в курсе всех мелочей и нюансов. Потому-то он и способен только на то, чтобы «осуществлять общее руководство», «подгонять», «мотивировать», «участвовать в создании инструкций» и произносить тосты на корпоративах.

Вы замечали, что в России руководителей не понижают? Если они не справляются, их переводят на другие должности – тоже руководящие, но в менее важные отрасли, хозяйства и т.д.

Итак, вернёмся к твоему руководству. Очень вероятно, что шеф думает, что нового начальника отдела ему будет найти куда проще, чем замену тебе. Тебе, на кого за годы работы навесили много дополнительных обязанностей, со всем объёмом которых новичок просто не справится, а «старичку» (если генеральному удастся переманить к себе опытного сотрудника) придётся слишком много платить.

Дружба дружбой…

Прекрасно находишь общий язык со всеми в отделе? Ни разу не стала причиной скандала из-за сплетен, травли и перераспределения обязанностей? Тебя любят все, но и те, кто не питает особых чувств, также не брызжут ненавистью? Знаешь, как можно было бы мотивировать и Аню, и Катю, и Ларису Сергеевну, и Елену Николаевну, и Игорька?.. Повод ли это, чтобы повысить? "Да, - считаешь ты. – Ведь «свой» человек, который давно завоевал всеобщее уважение, сможет справиться с коллективом лучше любого «чужого дядьки», который только и будет заниматься тем, что менять мебель в кабинете и устанавливать собственные правила (по крайней мере, первое время)". "Нет, - считает твой начальник. – Раз ты привыкла принимать решение через компромисс (максимально учитывая интересы всех сторон), ты просто не сможешь настоять на «непопулярном» решении, против которого будет весь коллектив, но которое потребуется для дальнейшего успешного развития компании".

Недостаточно лояльна

В бизнесе встречается такой вид руководителей (а в последнее время их становится всё больше), которые помимо безукоризненного выполнения сотрудником своих обязанностей требуют высокой степени лояльности. Лояльности к фирме и тому, что она делает. Как это ни парадоксально, но лояльность нечасто оценивают на работе. Чаще всего это делают в свободное время. Отказалась выйти на работу в выходной день, мотивировав тем, что дочку нужно на учёбу в столицу везти? Минус 25 очков. Не пошла с фирмой в поход? Жирный тебе «минус», и неважно, что у тебя в выходные приезжает свекровь из Сибири. Высокое руководство пошутит, что ты могла бы и родню с собой взять, а в чёрном списочке пометит: «Свои дела важнее дел Компании».

Будешь «проставляться» на свой день рождения, а шампанское купишь не в своём (там полусладкого не было), а в соседнем магазине у конкурентов? Неважно, что рабочий день уже закончился и что ты любишь только полусладкое… Напиток ты просто обязана была подобрать в фирменном магазине. Не подобрала – тебе огромный «минус». А ещё, когда в компании «трудные времена» (налоговая проверка и т.д.), ты должна ходить с траурным лицом. И не дай бог тебе рассмеяться (пусть даже над своей коллегой Катькой, которая чуть не упала со стула)! Потому что лояльность предполагает тождественность эмоционального настроя Компании и твоего собственного. Лояльные люди не радуются (чему бы то ни было), когда в Компании проблемы.

"Всё это ерунда", - скажешь ты. А я не соглашусь. Шеф, у которого уровень лояльности «зашкаливает» (т.е. он – владелец и учредитель – идентифицирует себя со своим бизнесом), видит и замечает всё. Ведь он очень трепетно относится к своему «детищу» и требует такого же отношения со стороны других сотрудников. Конечно, он не может не понимать, что уровень лояльности тех, кто далёк от «кормушки», будет гораздо ниже, но нужно ведь стремиться…

В таком случае в самом выгодном положении оказываются «подлизы», которые, в действительности не ощущая никакой духовной связи с «корпорацией», такого могут напеть (!) – и как они переживают, и как на всё готовы, и как прибыль компании для них важнее собственной зарплаты. А если эта самая зарплата задерживается, то они не «крутят носом», как остальные, не бурчат под нос: «А жить на что?», а говорят: «Ничего-ничего, Олег Денисович, не волнуйтесь, подождём, сколько надо. Деньги целее будут».

Свои люди

Наконец, самая банальная причина твоего неповышения… У каждого руководителя есть, что называется, скамья запасных… И на этой скамье, которая может оказаться очень широкой и длинной, пруд пруди кандидатов на самые разные достойные вакансии в вашей компании. Это и давние знакомые твоего шефа, и их дети (а также зятья и невестки), бывшие коллеги, «с которыми начинали», а также родственники тех, от кого напрямую зависит успех фирмы (например, служащих муниципальных структур, работников налоговой инспекции, таможенной службы, финансовой милиции и т.д.). И стратегически важным решением для твоего шефа будет поставить одного из этих людей (а заодно заручиться поддержкой в какой-то области или ублажить родственников), а не тебя…

Действительно, причём тут ты? Работай себе и радуйся! А вдруг когда-нибудь всё-таки займёшь заветное место начальника отдела? Просто надо верить в чудо!

Автор: Марина Тумовская