Для того чтобы появился сайт, должен быть заказчик и его создатель. Иногда первый и второй совпадают в одном лице, но чаще это разные люди. Если речь идет про коммерческие сайты, то здесь заказчиком обычно выступает предприниматель, директор или владелец компании, а создателем сайта выступают программисты и вебдизайнеры, иногда от своего лица, а иногда от лица какой-либо компании. Каждая из перечисленных персон является профессионалом в своем деле. Это касается заказчика сайта, который лучше других знает, где можно наиболее дешево купить товар, что нужно рынку, какие инструменты лучше использовать в своей работе. Точно также профессионалами являются программист и вебдизайнер, которые создают сайт. Программист является профессионалом в своем деле и знает, как сделать сайт. Точно также профессионалом является дизайнер шаблона сайта, которые знает, как разрабатываются шаблоны для сайтов.

Все перечисленные персоны хорошо знают и выполняют свою работу. Но одно направление остается за пределами их компетенции. Очевидно, что тут не хватает специалиста, который поможет свести все воедино, т.е. сделать так, чтобы соединить мысли и действия предпринимателя, дизайнера и программиста для того, чтобы сделать сайт, который будет выполнять маркетинговую функцию. Таковым специалистом является маркетолог. Однако надо отметить, что не каждый маркетолог разбирается в том, как снабдить сайт маркетинговой функцией. Лучшее доказательство этого факта состоит в том, что до сих пор 93% сайтов не имеют в своей структуре маркетинговую функцию, что весьма печально. Многие хотели бы, чтобы их сайт выполнял маркетинговую функцию, но не знаю, как это сделать.

Так, по результат исследований проведенных проектом «Ноомаркетинг. Территория разума», 89% владельцев коммерческих сайтов из тех, которые знают, что такое маркетинговая функция сайта желают снабдить ей свой сайт, но не имеют представления как это можно сделать. Точно также такового представления не имеют и маркетологи, которые у них работают. Надо отметить, что интерес тех, кто знаком с тем, что такое маркетинговая функция сайтов – это первый шаг к тому, чтобы снабдить их этой функцией.

Однако многие до сих пор живут и не знают, что сайт может выполнять не только традиционные функции, но еще и маркетинговую функцию. Они еще не поняли, что одним из наиболее эффективных инструментов для коммуникации с потребителями в XXI веке является сайт, причем сайт не простой, а с маркетинговой функцией. Весь их маркетинг с применением сайта заключается в том, что они по старинке просто размещают имеющуюся информацию о том, что они продают или производят, либо о своих услугах. Такой подход является недальновидным. Аналогичных сайтов в сети Интернет множество и если посетитель уйдет, он уже, скорее всего никогда не вернется. Поэтому можно предположить, что существовать таким предпринимателям, директорам и владельцам бизнесов в своем текущем статусе, скорее всего, осталось недолго, потому что конкуренты не дремлют.

Чтобы максимальное количество посетителей сайта стало клиентами, необходимо снабдить его маркетинговой функцией. Сайт с маркетинговой функцией – это такой сайт, который создает потребителя. Сайт, создающий потребителей отличается от сайта, который не создает их тем, что, зайдя на первый, посетитель тут же уходит, а, зайдя на второй, остается и в итоге покупает что-то, что они видит на сайте. Один из методов создания потребителя – это известная каждому маркетологу формула A.I.D.A. Это значит, что для того, чтобы сайт начал выполнять маркетинговую функцию, на нем надо реализовать эту формулу, которая расшифровывается следующим способом: attention (внимание), interest (интерес), desire (желание), action (действие).

Первая буква формулы означает, что сайт должен привлекать внимание. Это значит, что он должен иметь что-то, на что обратит внимание посетитель сайта. Это может быть привлекательный цвет или какие-то элементы на сайте, например фотографии, картинки. Также сайт не должен отталкивать, а значит на сайте не должно быть каких-то отталкивающих элементов или он не должен быть неприятного цвета. Однако надо отметить, что не каждый сайт является привлекательным. Многие сайты выполнены в темных тонах, а некоторые вообще в черном тоне с текстом белого цвета, что очень трудно воспринимается. Когда заходишь на сайт черного цвета с белым текстом, то основное желание состоит в том, чтобы быстрее перейти на другой сайт с более дружелюбным оформлением.

Вторая буква формулы означает, что сайт должен удерживать интерес посетителя. Если он этого не делает, то, быстро окинув взглядом главную страницу сайта, посетитель сразу же уйдет с него и потом забудет, что вообще был на нем. Чтобы посетитель заинтересовался, он должен увидеть то, что ему действительно нужно и в таком формате, в котором он воспринимает нужное ему. Он может прийти за нужно информацией, но окажется, что это не то, что ему нужно и в расстроенных чувствах посетитель уйдет. Например, если ему нужна информация о ближайшем магазине, а он обнаружит нечто другое, то он уйдет. Избежать этого можно, но для этого надо предпринять определенные шаги. Первым делом необходимо определить, кто является Вашей целевой аудиторией. Потом необходимо разработать сайт с учетом предпочтений целевой аудитории. Это значит, что сам сайт, его структура и наполнение должны соответствовать тому, что хочет видеть целевая аудитория. Только в этом случае можно добиться того, чтобы Ваши посетители чувствовали себя на сайте как у себя дома.

Если с двумя первыми этапами формулы A.I.D.A большинство сайтов хоть как-то, но справляется, то вот с третьим этапом у большинства сайтов возникают серьезные проблемы. Именно после того, как сформированный интерес посетителя не трансформировался в желание, он уходит. Может показаться, что желание должно возникать чисто автоматически. Но это далеко не так. Желание всегда есть следствие, следствие каких-то эмоций. Если посетитель не получил заряд эмоций, то желания не возникнет и он уйдет, причем безвозвратно. Все это значит, что сайт должен вызывать эмоции. Посетитель сайта, получая заряд эмоций «возбуждается». Каждому взрослому человеку знакомо состояние возбуждения. Примерно то же самое должен испытывать посетитель сайта для того, чтобы он стал клиентом. Вызывать эмоции может нечто такое, чего посетитель раньше не видел или что не ожидал увидеть. Также эмоции могут возникнуть, если сайт зацепит некие струнки его души.

Наконец, последняя буква представленной выше формулы означает, что сайт должен побуждать к действию. Опять, как и в случае с желанием может казаться, что одних эмоций достаточно для того, чтобы посетитель стал Вашим клиентом и что-то приобрел. Конечно, иногда этого достаточно, но в 90% случае этого мало. Это связано с тем, что большинство посетителей переживают эмоции внутри себя, без того, чтобы растратить полученный заряд «возбуждения» на некоторые действия. Для того чтобы они направили энергию возбуждения в нужное русло, посетителей надо направить, подтолкнуть. Например, для этого можно дать им понять, что очень скоро нужный им товар подорожает или закончиться. Можно также предложить скидку на какой-то другой товар, если первый будет приобретен, либо же предложить поучаствовать в каком-то конкурсе после покупки товара. Перечисленные выше способы подталкивания посетителей сайта к действию, являются наиболее популярными. Однако существует целый ряд еще более эффективных методик, но речь сейчас не о них.

Итак, становиться очевидным, что иметь простой сайт уже мало. Надо иметь сайт, который снабжен маркетинговой функцией. Только такой сайт будет оправдывать возложенные на него надежды. Если Ваш сайт не приносит нужный результат, то смысла от его существования нет и вообще он приносит одни только проблемы. Если уж и обзаводиться сайтом, то только таким, который будет способствовать увеличению объемов продаж, т.е. сайт должен продавать, инвестиции в сайт должны оправдываться! Сделать это не так уж и трудно. Достаточно создать такой сайт, который будет своего рода поводырем. Быть поводырем – это значит, сопровождать словно нить Ариадны того, кто заглянул на Ваш сайт, на его пути от посетителя к потребителю.