Из-за кризиса в Россию вернулась популярность прямых продаж, так как они предоставляют возможность дополнительного заработка для распространителей. Это привело к тому, что они продемонстрировали, пусть небольшой, но рост даже в тяжелые для потребительского рынка времена.

По данным Ассоциации прямых продаж (АПП), их бизнес продемонстрировал рост на 4,2% до 103,5 млрд рублей ($3,4). Оборот косметики и парфюмерии, которую чаще всего продают такими способами, показал рост на 5,4%. В то время как обычный розничный ритейл переживает спад (на 5,7% за прошлый год), прямые продажи набирают силу.

Причиной положительных результатов исполнительный директор Discovery Research Group Илья Ломакин назвал непосредственный контакт с клиентами и высокую мотивацию продавцов. Кризис и рост безработицы стал толчком к развитию этого бизнеса, пишет Газета (GZT.ru). Так, доля прямых продаж парфюмерной продукции выросла до 24,5% в общем объеме.

Но самим представителям этого бизнеса такие результаты не кажутся очень впечатляющими. Они надеялись на десятипроцентный рост. Как отмечает гендиректор компании «АкваСорс» Шармила Чаттерджи, обычно в кризисные времена происходит резкий рост прямых продаж, но сейчас этого не произошло.

Алексей Нечаев, президент компании-производителя косметики Faberlic, считает, что рост был обеспечен развитием индустрии, а не переманиванием клиентов у ритейла. Однако, по мнению президента АПП Тамары Шокаревой, продавцам все же удалось привлечь некоторый сегмент потребителей, которые стали реже посещать магазины.

В условиях кризиса компаниям пришлось несколько изменить политику. «Покупательская способность упала, и спрос на дорогие предложения снизился, поэтому нам пришлось диверсифицировать предложение в пользу более доступных товаров», - рассказала глава Mary Kay в России Алла Соколова. «Мы не достигли плановых показателей по объемам, но в условиях кризиса главной целью было удержать бизнес на плаву, не допустить падения», - цитирует ее портал «Личные деньги».

Кроме того, участники бизнеса говорят, что в поисках заработка к ним пришло больше распространителей. По подсчетам АПП, число активных дистрибьюторов выросло на 6,5% – до 4,7 млн человек. В 2007 году прямым распространением товаров в России занималось 3,3 млн человек (данные только по членам АПП), а в 2008 году – 4,4 млн.

Помешать развитию прямых продаж может слишком агрессивная политика продавцов. В 90-ые годы поведение Herbalife отвратило клиентов от такого вида покупок. Сейчас АПП жалуется на торгующую пылесосами компанию Kirby. Чтобы улучшить имидж прямых продаж надо продолжать просветительскую работу, пишет ИА «Альянс Медиа». Кроме того, по словам Шокаревой необходимо совершенствовать методы работы и охватить все категории потребителей.