Есть один важный маркетинговый принцип. Один из моих учителей называет его «принципом осьминога», другой - «принципом Парфенона», а третий - «принципом чайного клиппера», но речь идёт об одном и том же.
Подобно тому, как крышу греческого храма подпирает не одна, а добрый десяток колонн, подобно тому, как осьминога кормит не одна, а четыре пары рук, подобно тому, как парусник мчит вперёд, подставляя ветру не один парус, а несколько дюжин - так и Ваш бизнес должен иметь не один и не два, а несколько (чем больше, тем лучше) источников прибыли и несколько каналов привлечения клиентов.
Нечто подобное я уже описывал в своей заметке о трёх точках опоры, но теперь хочу вернуться к этому с маркетинговой точки зрения. Мне даже отчасти жаль делиться с Вами этой информацией, это один из тех секретов, которые позволяют мне идти на два корпуса впереди большинства конкурентов - но пусть будет. Я знаю ещё много других секретов.
Взгляните на то, как я продвигаю себя. Мой блог входит в сотню, а то и в полусотню самых известных в Рунете. На мои электронные газеты подписаны более 120,000 человек - много ли Вы знаете деловых журналов с таким тиражом? Мой бизнес-тренерский сайт выныривает в «Яндексе» одним из первых по запросам «партизанский маркетинг» и «бизнес-тренер». Мою книгу «Больше денег от Вашего бизнеса» читали десятки тысяч человек и она прочно прописалась в верхних строчках рейтингов деловой литературы. Я пишу для газет и журналов, я выступаю по радио и телевидению, я провожу мастер-классы и открытые встречи, мои клиенты рекомендуют меня новым клиентам... и это ещё далеко не всё.
Конечно, порой это утомляет. Но зато выстроенная система привлечения клиентов по десятку разных каналов делает меня практически неуязвимым в маркетинговом плане. Даже если тот или иной канал перестанет работать, даже если это произойдёт с двумя каналами сразу, это будет хоть и неприятно, но не фатально - остальные удержат меня на плаву.
* Что и показала практика последнего года - в то время, как многие коллеги жаловались на отсутствие заказов и готовы были работать чуть ли не за еду, мне приходилось отказывать клиентам, потому что заказов было больше, чем я мог принять.
И точно так же я защищён с точки зрения источников дохода. Семинары, консультации, книги, инвестиционный портфель... плюс ещё два-три вариата в резерве. Даже если я на год или два почему-либо решу забросить семинары, отойти от дел и заняться изучением жизни дождевых червей в глухой деревне без Интернета, голодать мне не придётся.
То же самое я советую сделать и своим клиентам. И должен заметить, что нескольким из них этот подход уже позволил пережить голодную зиму 2008-2009, в то время как их конкуренты бойко пошли ко дну, обгоняя на пути вниз даже утюги и топоры.
А как обстоит с этим дело у вас, уважаемые читатели? Уверены ли вы, что завтрашний день для Вашего бизнеса будет безоблачным и ясным?
Или вы подсели на единственный канал рекламы или единственный источник дохода, как героиновый наркоман на иглу?
Если да - быстрее начинайте использовать «принцип осьминога.
«Левитас, а почему у тебя нет бизнеса?»
Утомили уже зануды, снова и снова спрашивающие: «Левитас, вот ты учишь бизнесу, а почему у тебя самого нет бизнеса?» Видимо, мысль о том, что тренинги и консультирование - тоже вполне себе бизнес, для них неочевидна. И даже после того, как это объяснишь, иные спрашивают: «Ну ладно, я понял. А настоящий бизнес у тебя есть?»
На днях общался с мужем моей давней приятельницы. Обаятельный дядька, совладелец бизнеса с миллионными (в долларах) оборотами, возит-продаёт-настраивает электронику. В бизнесе задействованы он сам, его партнёр, менеджеры по продажам, секретарша, водитель. Офис, оргтехника... в общем, всё как полагается. И вот этот дядька тоже докопался до меня: дескать, если ты такой умный, то почему строем не ходишь ты сам бизнес не ведёшь?
Я разозлился малость. Вроде бы человек умный, должен понимать - а туда же. «Игорь,» - говорю - «а давай посчитаем цифры для твоего бизнеса. Вот твой оборот: сколько-то миллионов долларов в год. Вот твои расходы на закупку. Вот твои расходы на зарплаты. Вот расходы на офис и на склад. Вот твой геморрой с персоналом, с перебегающими к конкуренту менеджерами, с беременеющей секретаршей, с пьяным водителем... И что у тебя остаётся в конце месяца или в конце года, после того, как ты заплатил налоги и разделил прибыль с партнёром?»
Он назвал цифры. Я расхохотался. Потому что оборот у него гораздо больше, но в результате у меня чистыми выходит в год вполне сопоставимая сумма с той, что приносит ему фирма с офисом и сотрудниками. Только без геморроя с офисом и сотрудниками - и с гораздо большей гибкостью. Конечно, он может понтоваться, печатая на визитках адрес офиса (в то время как у меня - только адрес сайта) и рассуждать о том, сколько у него подчинённых. Но бизнес-то не для этого, а для зарабатывания денег - а тут мы оказались почти на равных.
Вот и спрашивается, зачем же мне взваливать на себя все эти хлопоты - чтобы зарабатывать на 10-15% больше? Зачем связывать себе руки бизнесом «традиционного» формата, если добиваюсь похожих результатов сам-один, отдав бухгалтерию на аутсорсинг и периодически нанимая на разовые проекты ассистента и машинистку?
Только для того, чтобы порадовать очередного тугодума, для которого «бизнес» - это непременно прачечная или пиццерия? Так моя работа заключается не в том, чтобы кого-то радовать, а в том, чтобы приносить новые, ещё не использованные в Вашем бизнесе идеи.
Поэтому если Вы до сих пор думаете в категориях традиционного бизнеса - добро пожаловать в 21-й век, господа! Добро пожаловать в мир, где не обязательно одеваться утром и ехать на работу через полгорода, где свой офис можно носить с собой всего в одной сумке, где нет необходимости ограничивать территорию бизнеса своим городом и даже своей страной, где деньги зачастую можно зарабатывать, не заморачиваясь с начальным капиталом и не обременяя себя толпой подчинённых...
А Вы уже используете эти возможности? Или бизнес для Вас - это по-прежнему только что-нибудь вроде гастронома или салона сотовой связи?
Александр Левитас
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Маркетинг
- →
- Принцип "осьминога" и принцип "Парфенона"
Маркетинг
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат