Принято считать, что управление это функция, целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты осуществляемое с целью направить их действие и получить желаемые результаты. В принципе в какой-то мере так оно и есть. Но это уже будет вторичное управление. Первичное же управление – это такое управление, при котором ты управляешь базовыми характеристиками, а не конкретными объектами. Это примерно также как если брать военное дело. В нем есть такое понятие, как «господствующая высота». Если ты контролируешь ее, то ты можешь реально управлять ситуацией, а другие, кто находится ниже, уже приспосабливаются к твоим действиям. Точно также и в маркетинге. Если ты управляешь базовыми характеристиками, допустим базовыми характеристиками рынка, то ты реально управляешь. Если же ими управляет кто-то другой, то ты можешь только приспосабливаться, хотя на самом деле может казаться, будто идет управление.

Либо же другой пример из природы: возьмем бушующее море. На нем есть волны, они приходят, словно из неоткуда. Вы реально не можете ими управлять, потому что не вы их создали. Вы можете только приспосабливаться к ним, например, строить такие корабли, которые не может накрыть волной и тем самым потопить. Вы можете строить заграждения, которые через которые не может пройти волна и тем самым создавать «острова» спокойствия. Но все это только приспособление, а не управление. Реально волнами управляет ветер, который и создает их. Грубо говоря, он по своему усмотрению может либо создавать их, либо останавливать волнение моря, либо же задавить направление движения волны. Он и только он настоящий хозяин ситуации и «царь горы». Он и только он реально управляет, а все остальные приспосабливаются. Таким образом, для того чтобы получить реальное управление, например над рынком, чтобы стать «царем горы», надо стать тем, кто создает волны.

Итак, реально управлять чем-то можно только в том случае, если ты «царь горы», либо же если брать маркетинг - «царь рынка». Стать царем рынка одновременно и легко и трудно. Легко потому, что это делается довольно таки просто, а сложно потому, что понять это, понять что такое реальное управление зачастую очень трудно. Прежние представления о нужде не позволяли понять, как стать «ветром», который создает волны. С новыми представлениями о нужде это легко, ведь новое представление о нужде исходит из самых основ. Основами же является то, что все, что мы видим, берет свое начало в мире идей. Если брать по аналогии, то идея – это и есть море, а тот, кто управляет ее развитием – это ветер.

Получается, что если мы хотим реально управлять, надо стать «ветром» и управлять развитием какой-то идеи. Она словно своего рода море будет притягивать к себе потребителей своими волнами, а вы, как ветер, будете управлять этим морем. Вы сможете сделать его бушующим для того, чтобы заманить любителей «серфинга», либо же спокойными, для того, чтобы заманить любителей поплавать в спокойном море без волн. Вы и только вы станете полноправным «царем горы». Ваши конкуренты ничего не смогут поделать, они смогут только пытаться использовать волны, которые вы создаете в своих интересах, но и тут вы вольны, поступать по-своему. Вы можете дать возможность им «покупаться» в вашем море, но можете напустить шторм и «утопить» их всех.

Может показаться, что это какая-то нереальная фантастика. На самом деле это есть сама непосредственная реальность. Если проследить развитие всех успешных товаров или услуг, то они тоже когда-то начинались как идеи. Но вот выживали только те из товаров или услуг, производители которых понимали что такое реально управление. Те, кто начинали мудрить очень быстрой уходили с рынка с большими потерями и убытками. При этом уходили они в полном непонимании того, что же реально случилось. Они ведь видели, что у других получалось, другие имели хорошие объемы продаж и соответственно хорошие прибыли. Так что все это не фантастика, а непосредственная реальность. Именно такое управление и есть реальное управление. Именно таким способом управляют все наиболее успешные корпорации, которые и есть истинные хозяева рынка. Другие могут только подстраиваться под это управление и пытаться угадать, куда пойдет рынок, но сделать это можно один раз, 2 раза, может быть даже 3, но потом одна промашка и вы в пролете.

Например, взять компанию Coca-Cola. Все, что делает эта компания – это управление идеями, под которые подгоняют свои продукты. Именно потому, что их продукты, например напитки, соответствует некой идее, они и продаются, а не потому, что они имеют какой-то специфический вкус. При этом можно даже сказать, что через разные ассоциации и через развитие идеи придается и вкус напитку. Если взять напиток Coca-Cola и дать его попробовать кому-то, не сказав, что это Coca-Cola, то попробовавший ощутит один вкус. Но если потом сказать, что это Coca-Cola, то вкус будет совершенно другой. Все фишка технологии продаж Coca-Cola как раз и состоит в том, что они создают нужды в разных сферах и подгоняют все таким образом, что эти нужды, а вместе с тем и потребности можно удовлетворить только через потребление напитков Coca-Cola.

Создав нужды, компания Coca-Cola затем прописывает инструкцию к ним таким образом, что включают в нее свой напиток как составную часть удовлетворения этой потребности. Фишка тут состоит в том, что если бы они продвигали Coca-Cola только как напиток, то у них не было бы такого количества потребителей. Но они прекрасно понимают, что Coca-Cola может быть не только напитком, и создают соответствующие нужды, которые вроде бы не имеют отношения к напиткам, но, тем не менее, предполагают его использование. Тем самым через создание новых нужд они постоянно создают все новых и новых потребителей своей продукции по всему миру.

Консультант по маркетингу и бизнесу Павел Бернович