Министерство финансов и независимые эксперты из ВШЭ придумали, как можно сэкономить бюджетные средства. Если проект удастся реализовать, то за 3 года власти получат дополнительные 1,1 трлн руб.

Первой предложенной мерой является отмена материнского капитала, второй — пересмотр расходов на пенсионную систему и государственный сектор. Благодаря этому в 2014г. удастся сэкономить 194,5 млрд руб., в 2015г. - уже 377,1 млрд руб., а в 2016 году — 581,9 млрд руб.

Реформа пенсионного сектора предусматривает стимулирование более позднего выхода граждан на пенсию. Специально для этого предложено устанавливать дополнительные коэффициенты к размеру трудовой пенсии по старости, если гражданин продолжает работать и дальше. Эксперты также предлагают проработать вопрос повышения пенсионного возраста для получения полного фиксированного базового размера трудовой пенсии. Если предложение будет принято, то пенсионный возраст для женщин увеличится до 60 лет уже в 2029 году.

Наконец, специалисты предложили не заигрываться с темой материнского капитала и отменить его выдачу с 31 декабря 2016 года, как и предусмотрено по закону. По мнению экспертов, маткапитал уже выполнил свою задачу.

Наконец, оптимизация финансирования госсектора должна позволить сократить долю неэффективных расходов на 10-15%. Тщательнее предлагается контролировать финансирование бюджетных учреждений.

Минфин предложил программу сокращения социальных расходов

В сентябре президенту представят предложения Минфина по повышению эффективности бюджетных расходов. Уменьшать траты казны предлагается за счет замедления роста пенсий, непродления программы материнского капитала, сокращения госслужащих и усиления контроля за гособоронзаказом. Предлагаемые меры точно вызовут обострение социального напряжения, а дефицит бюджета от этого не сократится.

Среди прочих инициатив предлагается прекращение программы материнского капитала с 2017 года. Объемы финансирования довольно большие, другое дело, что это идет в явный разрез с тем курсом выполнения социальных обязательств, который был провозглашен. Материнский капитал был практически единственным способом стимулирования рождаемости.

Следующий удар нанесут по работающим пенсионерам. В значительной степени это кадры системы образования и здравоохранения.

Меры непопулярны среди населения, но вряд ли приведут к каким-то конкретным последствиям. Скорее всего еще больше будет развиваться такое «ползучее разочарование», которое существует и сейчас.

Не очень понятны шаги по сокращению расходов на оборонную промышленность за счет постепенного отказа от кредитных схем финансирования. Мы уже начали дорогостоящие программы по строительству военных кораблей и прочего. В случае отказа от бюджетного кредитования как такового предприятиям придется брать под гособоронзаказ кредиты у коммерческих банков.

Но трудность в том, что на практике Минфин старается не оплачивать проценты по таким займам, не считая их обоснованными расходами. Это поставит производителя в трудное положение: коммерческий кредит не возьмешь, а бюджетный тоже не дают. В дополнение к этому ходят слухи по пересмотру Государственной программы развития вооружений (ГПВ), в том числе о пересмотре сроков и т.п.

В общем, такая идея выглядит довольно странно, ведь прибыль по государственным контрактам низкая, и производителям будет крайне тяжело самостоятельно выплачивать проценты коммерческим банкам. Ситуация получается просто убийственная.

Забавная сторона состоит в том, что в данной ситуации мы продолжаем наращивать резервные фонды. Фонд национального благосостояния также продолжает пополняться. Вопрос в том, как можно стимулировать экономический рост. Нужны инвестиции и благоприятные условия для развития предпринимательства. Мысли Минфина же идут в каком-то тупиковом направлении.

В конечном счете и ГПВ, и социальные расходы в значительной мере нуждаются в редактировании. Мы с упорством маньяка оставляем бюджетное правило (согласно которому в казну поступают только нефтегазовые доходы, которые не превышают $91 с барреля), продолжаем наращивание резервных фондов и т.д. в ситуации, когда декларированные обязательства уже очевидно потянуть не сможем.

Эксперт «МК»

Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ:

— Пушки вместо масла. Выбрали пушки, масло сокращают. Если Путин это поддержит, такие меры, конечно, помогут уменьшить бюджетный дефицит. Правда, если они не будут увеличивать расходы на пушки в это время. О том, что программа вооружений непосильна для бюджета, говорилось давно. Вот Минфин это признал и предложил сокращать иные бюджетные статьи, теперь и социальные расходы.

Я не помню, чтобы у нас, за исключением монетизации льгот, народ сильно возмущался урезанию социальных расходов. Беременные матери пойдут бастовать, что ли? Не пойдут они никуда, рожать будут меньше просто. Те, кто рожал из-за денег, рожать не будут. Ну а бастовать-то вряд ли станут.