Поговорим о социальных и межличностных конфликтах, их природе и причинах, поводах возникновения конфликтной ситуации на работе. Узнаем о типах конфликтной личности, коммуникационных техниках, способствующих возникновению конфликта и, наоборот, пониманию партнера. Увидим, что любая коммуникации это процесс с обратной связью и узнаем, какие условия необходимы для получения положительной обратной связи при общении, а также о том, что чаще всего приводит к разногласиям и непониманию между людьми, какие основные ошибки в общении мы допускаем. Кроме этого, в следующей части выпуска мы познакомимся с 15 правилами поведения в конфликтной ситуации.

Конфликт и правила поведения в нем

Мортон Дойч, американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий, осуществляя мотивационный анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт - это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению.

Природа социального конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов является:

1) социальное неравенство т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов:

2) культурная неоднородность т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека.

Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.

Причины возникновения конфликтов

Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других - тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

Поводом для конфликта на работе могут служить:

События, произошедшие вне производства, например, в личной жизни работника.

Болезненное состояние.

Усталость.

Повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня.

Типы конфликтных личностей

Демонстративный

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Ригидный (косный)

Люди этого типа не умеют перестраиваться, т. е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.

Педант

Личность "сверхточного'' типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя.

"Бесконфликтный''

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя.

"Танк''

"Танк'' - это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Противостоять таким людям особенно трудно там, где силен дух тоталитаризма, где давление в межличностных отношениях широко распространено.

"Пиявка''

"Пиявка'' не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется.

"Вата''

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: ''Вата'' не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не

"Обвинитель''

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо вашей близорукостью'' и тщетной попыткой оправдать кого-либо.

Коммуникационные техники, способствующие возникновению конфликта

Негативная оценка.

Высказывания, принижающие личность партнера (например: "Глупости ты говоришь'', "Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь'' и т. п.).

Игнорирование.

Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.

Эгоцентризм.

Собеседник пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого.

Коммуникации как процесс с обратной связью

Необходимую информацию человек получает разными путями, из множества источников. Среди них значатся не только заранее сообщаемые сведения и анкетные данные, но и впечатления при непосредственном общении.

Если на долю устной речи, произносимых слов приходится всего 7% информации о собеседнике, то через интонацию и модуляцию голоса ее доходит примерно 38%. Но основной массив информации передается языком мимики и жестов.

Чаще всего разногласия и непонимание с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, его болью. Сопереживание открывает широкий путь к согласию. Вот некоторые правила, призванные полнее почувствовать человека и дать ему понять это:

При разговоре нужно стараться разобраться в своих чувствах, а затем и в потребностях, которые стоят за ними. Наши переживания больше зависят от наших потребностей, чем от поведения других людей. Когда мы осознаем наши потребности, чувства, связанные с ними, становятся менее острыми.

Раскрытие своих чувств, откровенность порождает честность, а без честности невозможно подлинное согласие.

Нужно уметь наблюдать и описывать поведение человека не оценивая. Слова открывают только верхушку чувств. Можно проверить свои предположения, задав вопрос с интонациями сомнения. Например: Ты чувствуешь себя так оттого, что тебе не удалось сделать то-то и то-то...?''

Возможность дать человеку почувствовать, что его понимают - основная задача обратной связи при разговоре. Собеседнику часто необходимо именно это, потому что понимание всегда нужнее совета.

Приведем коммуникационные техники, которые не вызывают напряженности в разговоре, а их использование может быть полезно для понимания своего собеседника

Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера

Ступень А."Проговаривание''. Собеседник точно, дословно повторяет высказывание партнера. При этом он может начать с вводной фразы "Как я Вас понял...'', "По Вашему мнению...'', "Ты считаешь...'' и т. п.

Ступень Б. "Перефразирование''. Собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное, в его словах: Вашими основными идеями, как я понял, являются...'', "Итак...''.

Ступень В. "Развитие идеи''. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположение относительно причин высказывания партнера "Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...'', "Вы считаете, видимо, потому что...''

Обратная связь

Специалисты акцентируют внимание на таком свойстве человека, как рефлексия, т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются людьми.

Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпадать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, создавая предпосылки для возникновения конфликтов.

Для рефлексии исключительно значима информация этой обратной связи.

Одним из условий обратной связи является умение слушать своего собеседника,

предоставляя ему возможность высказаться полностью. Это - золотое правило слушания. Короткая пауза в речи не означает, что поставлена точка. Важно почувствовать, когда вас приглашают высказаться.

Чтобы стать умелым слушателем, необходимо воздерживаться от оценочных суждений до того момента, пока не будете уверены, что оценки действительно важны собеседнику и могут быть ему полезны. Для этого нужно сконцентрироваться на нем и периодически "возвращать'' ему перифраз того, о чем он рассказывает. Он будет уверен, что его внимательно слушают.

При разговоре надо стараться понять смысл слов собеседника, для чего и необходимо уточнение в правильности понимания.

Особенно важно: не торопиться интерпретировать, оценивать сказанное, не спешить выразить говорящему свое мнение по поводу его слов.

"Барьеры'' коммуникаций

Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. барьеры'' коммуникаций, с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы "ненасильственной коммуникации'', считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту:

Слова, воспринимаемые как требование.

Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение.

Слова, не оставляющие выбора.

Ошибки в разговоре

"Читаем мысли'' другого. Человек может ошибочно полагать, что его считают глупым, злым, жадным и т. д. "Я вижу, ты считаешь меня глупым (жадным, злым и т. д.)''.

Принимаем молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает.

Попытка скрыть свои чувства. Напрасно ожидать откровенности от собеседника, если сам держишь свои чувства под замком.

Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния - своего или собеседника. Например, если вы догадались, что собеседник испытывает какое-либо чувство, то полезнее помочь ему открыть это чувство, снизив тем самым остроту переживаний. При хорошем контакте затраты времени на коррекцию эмоционального состояния окупятся с лихвой.

Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам. Призыв или совет: "Не будь таким чувствительным'' или какой-либо сходный с ним бессмысленнее.

Ошибки при слушании

Притворство, что слушаем. Как бы мы ни притворялись, отсутствие интереса непременно проявится в выражении лица или в жестах. Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то часто прекращаем слушать и ждем своей очереди высказаться.

Дождавшись, увлекаемся обоснованием своей точки зрения, а затем не можем переключить внимание на говорящего после того, как высказались. Тем самым теряем нить разговора и затрудняем понимание друг друга.

Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл сообщения.

Задавание лишних вопросов с целью показать, что разговор интересен.

При выпуске рассылки использован материал книги М.В. Меткина "Теоретические практические аспекты разрешения конфликто" и реферата "Конфликт и способы его разрешения"