Часть 1 (невидимая) Причины

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.» Лк.12:15

«В чем кризис, брат?»

Тема денег, а точнее – «отношение к деньгам», является одной из самых востребованных в беседах Иисуса со своими учениками. Рискну сказать, что по популярности ее можно сравнить только с темой самого «Царства Небесного». Да и как же быть иначе, когда на протяжении всей жизни, «денежный вопрос» волнует практически каждого человека. От потребности физического выживания до сохранения накопленных сокровищ, каждый пытается решать свои насущные проблемы. И Иисус говорит с нами только о вещах насущных на понятном нам языке.

Деньги - это зло? Богатство – хорошо это или плохо? Бедность – это порок или наказание? Нищенство – это проклятие или благословение? Как отличить расточительность от щедрости, а скупость от бережливости? И вообще, есть ли граница, которая может расставить все на свои места? Ведь у всех своя правда! И почему я должен кому-то верить? У меня своя голова на плечах!

Можно конечно не верить (даже никому), есть свобода выбора... И Бог не покушается на нашу свободу. Наоборот, Он ее нам дал и Он есть главный Гарант того, что свобода предоставляется каждому (свобода выбора - это одно из свойств «образа Божиего» в нас). Вот только, как человек ей распоряжается, это результат каждодневного личного выбора. Вы наверно уже знаете, что свободу можно профукать. И чтобы как-то ориентироваться в свободе и не стать рабом мамоны (не жить ради и для денег), послушаем слова Иисуса.

Нижняя граница нашего бытия, предложенная Христом всем, кто думает, как некий, наверняка приличный и благочестивый человек, который стоял со свечкой и «молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 11-12). Неблагодарный человек – не совсем человек. Человек отличается от бессловесного животного тем, что говорит Богу «спасибо» и понимает, что не все, из того что у него есть, принадлежит ему... Или скажем прямо – то что у нас есть, нам даровано в пользование и нам окончательно не принадлежит, и принадлежать не может.

Ниже благодарения осталось безумие человека, который собрал невиданно хороший урожай и рассуждал так: «что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда! И решил он: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и скажу душе моей: «Ну теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью!». Но Бог сказал ему: Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; кому же достанется то, что ты скопил?» (Лк.12, 17-20) Можно поступить разумно по слову Господа: «Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся». (Матф.5:42)

Дальше больше и яснее: «Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры вламываются и похищают, но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не вламываются и не похищают, ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое». (Матф.6, 19-21) Сердце – основной камертон нашего счастья.

И пожалуй главный пример, отмеченный Иисусом: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех жертвователей, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей пожертвовала всё, что имела и на что жила.» (Мк.12, 41-44) Это призвание - жить для Бога и для других.

Мы поверили в жесткую связь между количеством денег и качеством счастья своего и даже своих детей?! А между тем «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Об этом знал еще и царь Соломон – богатейший человек для всех времен: «Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл.2 4-11) К чему весь этот сыр бор? У каждого из нас, своя система координат. Система, каждого из нас формирует наше общее мировоззрение, общую систему понятий и правил жизни. Иногда система дает сбой. Слова Иисуса для всех, они как сигналы в тумане, как маяки. Если не услышал и не увидел (или пренебрег), то твой корабль попадает в беду – «салют рецессия!», «Привет! Девальвация...?» «здравствуй стагнация!?»…

Часть 2 (видимая) Следствия

«Богатство не навек, да и власть разве из рода в род?» Прит.27:24

В начале Перестройки нам показали кусочек демократии (не демократию в полной мере, а ее кусочек, не самый аппетитный) и свободы предпринимательства. Затем, обличая «младореформаторов отпущения», нам объяснили, что мы к ней еще не готовы (читай недостойны) и на наших надеждах построили «вертикаль власти». Нам говорят, что она нам нравится, потому что думать уже не надо… И скорее всего, так и есть - кому-то это, как «гора с плеч»… Но, по существу, это всем известная история комдива Чапаева. Он отплыл от одного берега и не выплыл на другой, потому что по нему стреляли… Мы еще не успели разобраться, что демократия это тяжелый труд и ответственность за поступки, - а не олигархи, каспаровы и террористы, - как тут нефть начала дорожать. И мы переключились на «канал Нефть-TV»… Именно сфера услуг - обслуживания, тех, кто ближе к «вентилю» - стала основным получателем дивидендов от российского «экономического чуда». Жирные «крошки со стола» упали на лондонский «Челси», весь шоу-бизнес, на специалистов по выдавливанию прыщей и закачиванию ботокса, целую отрасль еще дееспособных к труду – но уже охранников, конечно же ювелиров, банкиров, оффшоры… Шальные деньги стали определять динамику роста финансового рынка и цены на все то, что выше прожиточного минимума. Богатая страна. Имеем право. И сейчас мы умеем неплатить заработанные деньги рабочему и платить незаработанные деньги молодому «специалисту», только потому что ему нужна одежда из бутика, дальние путешествия, модное авто, свое жилье и т.д.

Когда Генри Форд начинал воплощать в жизнь идею о машине «для большинства», чистая прибыль с 1 автомобиля ценой 260 долларов составляла 10 долларов. И он боролся за то, чтобы не было больше. Когда дела пошли в гору, и в один год прибыль превысила ожидания, то Форд добровольно вернул каждому купившему автомобиль по 50 долларов: "Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму" – сказал он. Сегодня, полученная неэтичная сверхприбыль – это критерий профессионализма сотрудников компании.

Хорошего специалиста невыгодно нанимать – ему надо платить. Можно использовать приезжих рабов, которых можно безнаказанно «кинуть». А там как повезет, и если качество отвратительное, так это потом уже откроется, когда нас здесь не будет.

Какой рынок? Какая земля в собственность? Какая диверсификация и модернизация экономики. Кто успеет к кормушке ресурсов, тот и есть «герой нашего времени». Забыли, однако, что быстрый рост экономики предполагает структурную перестройку, нельзя только набирать вес. Чудес не бывает: «Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут» (Лук.5:37). Тем временем, на наших глазах шла «беспощадная» постановочная битва с инфляцией, которая стала главной страшилкой для нас. Мы так хотели дешевые кредиты и украшенную новогоднюю елку, что согласились с ренационализацией экономики и неэффективным финансированием подконтрольных госкорпораций.

Извините, чуть не забыл, нам оставили кусочек свободного рынка – цена на жилье! Смешно, да… Риторический вопрос: У такого общества есть будущее? Пузырь лопнул. Слава Богу! Появился шанс Кризис (этимологически - различаю, сужу греч.) – это прекрасная возможность взглянуть на происходящее, по новому. И может быть, увидеть себя в словах, которые говорит Христос. Сказаны они для нас. «А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится глупцу, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот - и он рухнул, и было разрушение его велико». (Матф.7, 26-27)

Нас не будет, а Слова Господа останутся всегда. В них есть сила и смысл, благодаря которому все существует и без которого ничто, в том числе и экономика, не может существовать и развиваться.

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.» (Прит.23, 4-5). Об этом сейчас свидетельствуют треснувшие «валютные коридоры» и «стабилизационные фонды», пошатнувшаяся банковская система, и оскудевающие «золотовалютные резервы», которые мы сформировали для того, чтобы не дать нашим старикам прожить остаток дней достойно, чтобы не строить дороги, не модернизировать сельское хозяйство, чтобы не создавать условий для возвращения наших соотечественников, чтобы малый бизнес всегда чувствовал себя на строгом ошейнике и знал свое место - №6, чтобы на костях науки возникла очередная «государственная спасительница» - На-но-корпорация (гениальное решение: «чем больше денег, тем меньше на, но»). Ну а если, все-таки, что-то происходило, то все знали, от чьей руки «така кормежка». Как раньше говорили - «не в коня корм».

Крещение богатством без присутствия Духа принесли свои плоды. Сказать и сделать, это ведь не одно и то же. Коррозия наживы и жадности одновременно, привели к таким долговым обязательствам, по которым продано то, что будет произведено завтра и послезавтра. Т.е. деньги получены, вывезены и уже потрачены.

Расплачиваться по «куршавельским» счетам начал бюджет (налогоплательщик – старик и офицер, и крестьянин), через рефинансирование, в том числе, близких к власти, частных компаний, понимая уже сейчас, что в полном объеме, эти вливания не возвратятся. А значит они уже не будут потрачены на здоровье, образование, пенсии. Особенно цинично выглядит финансирование розничных сетей, которые, практически полностью, уничтожили основу рыночных отношений - малый бизнес розничной торговли (соотношение 80-20, при норме 40-40-20 (рынок)). Если это и есть поддержка финансовой системы, фондового рынка, под предлогом реструктуризации долгов производителей неконкурентной продукции, то паразитизм только будет процветать, потому что здравый смысл, охраняющий общество от распада, принесен в жертву корпоративным (читай властным) интересам. Такая вот «свобода» от здравого смысла.

Зато есть зависимость от падения цен на нефть; «коррупционной составляющей»; притаившейся армии гастарбайтеров; «справедливой» системы распределения доходов (уже соотношение 1:16 между бедными и богатыми); от сетевых монстров, диктующих свои алчные правила игры отечественному производителю; и от всех других монополий.

Стали ставить «припарки», чтобы вернуть все на круги своя, в виде: повышения таможенных пошлин на б/у автомобили; сокращения производства; увольнения; отмена корпоративов; рост цен и т.д. Все свалилось в одну кучу.

Откуда растут ноги? Из нашего понимания жизни. Хаос бездуховности (на Руси говорили «без царя в голове» - без Бога в уме) разрушает социум и культуру – «если Бога нет, то все можно». Если мы не осознаем свою неправду, то настанет время «трепанации», независимо от того, хотим мы этого или не хотим. И не помогут ни отстроенные златоглавые соборы, ни присутствие «самих» на Пасхальной литургии, ни Симфония государства и церкви, ни крещение, ни венчание... А только покаяние (исправление).

А пока наш государственный или экономический «большой брат» допускает, что

• налоговое законодательство должно быть таким, при котором каждый, всегда виноват по определению, и это умно и правильно;

• фермер, положивший свой пот и здоровье в течении всего года, не может после сбора и реализации своей продукции, вернуть кредиты;

• обманутые дольщики, сами виноваты, потому что плохо читали договор;

• государственные интересы, выше согласия с обществом (Сочи-2014);

• паразиты от власти являются неотъемлемой частью нашей жизни, а значит, ничего не поделаешь, будем продолжать их кормить.

• и можно долго перечислять…..,

то процесс распада будет продолжаться, либо в открытой форме, либо в прикровенной... до времени «трепанации».

Каждому есть, что исправлять. Речь не идет о святости. Мы же можем приходить в себя и возвращать здравый смысл и правду, а значит и объяснение и понимание нашим поступкам, по которым, хотим мы или не хотим, мы все, каждый в свое время, предстанем перед Господом (можно игнорировать, но невозможно избежать). И Он не будет спрашивать про десятину, про накопленный банковский счет, преодоление кризиса, «построенный дом и посаженное дерево» и т.п. ерунде. Он даже не спросит «верил ты или нет»...

Но вот что может статься: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.» (Матф.25, 41-45)

Да, последнее. «Царство Божие» и «Царство дьявола», начинается уже здесь и сейчас. Связаны эти царства только с нашими делами. Кривду исправлять в правду, чем дальше, тем труднее. Но другого пути выхода нет… Извините за то, что отнял у вас время. А сплошная тезисность текста, потому что, во-первых, люди понимают, а во-вторых, это не экономический анализ, а взгляд на общую атмосферу (и экономическую и духовную), в которой мы все находимся. Взгляд изнутри жизни в церкви, тех, кто работает своими руками и занимается любимым делом.

Сергей Земсков