«В Мелитополе на посту ГАИ завели журнал и под роспись предупреждают, что въезд в Крым будет закрыт в воскресенье 20-го сентября в 12 часов дня, — рассказал накануне водитель-дальнобойщик на стоянке в поселке Чкалово. — Не знаем, на сколько. Думаю, на день-два, а потом все восстановится».
Ближе к утру становится ясно — одним-двумя днями не обойдется. В километре от пункта пропуска «Чонгар», возле рынка «Урарту» развертывается инфраструктура протестной акции. Появляется большая военная палатка, рядом с ней обустраивают деревянный помост-сцену, а в бывшем административном здании через дорогу уже поселились поддержавшие блокаду бойцы Добровольческого украинского корпуса (ДУК) «Правый сектор» (организация запрещена на территории РФ).
Спустя час активисты в камуфляже привозят бетонные урны весом 150-200 килограммов каждая и расставляют их на дороге в шахматном порядке. Теперь преодолеть этот участок на машине можно только на низкой скорости, маневрируя между препятствиями. «Знаешь, зачем эта дырка? — спрашивает боец с нашивкой ДУКа, показывая на полость урны. — Мы будем туда «сепаров» засовывать и сверху закрывать. Ты только не пиши, а то опять будут рассказывать о злобных «правосеках».
Тем временем милиция обновляет «зебру»: активисты будут беспрестанно по ней передвигаться, препятствуя движению автомобилей и при этом не нарушая закон.
Легковушки обещали пропускать.
С другой стороны от рынка «Правый сектор» быстрыми темпами обустраивает блокпост: в ход идут покрышки, «ежи» для прокалывания автомобильных шин, а также бетонные блоки, позаимствованные со стройки за рынком.
К моменту официального старта акции у рынка находятся под три сотни активистов. Большую часть составляют люди в военной форме — кроме ДУКа, здесь есть бойцы батальона «Айдар» и «Самообороны» из разных регионов. Глава Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров сообщил, что с начала 2015 года только задекларированный товарооборот между Крымом и материковой Украиной достиг 475 миллионов долларов.
«Мы блокируем серую непрозрачную схему, которая образовалась между материком и оккупированным Крымом. Здесь нет замысла морить голодом граждан Украины, которые живут в Крыму, — объясняет Чубаров. — Мы говорим о том, что должны быть кардинально изменены формы. Пусть тут строят огромные продовольственные оптово-розничные продовольственные базы, или, как некоторые говорят, хабы. Пускай крымчане выезжают сюда и закупаются для собственных нужд. Но кормить иностранную армию, поставлять им отсюда такие ресурсы, как цемент и другие строительные материалы, — мы это блокируем полностью». Чубаров, говоривший на украинском языке, добавил также, что пассажирское сообщение должно быть сохранено.
Часть активистов уезжает на два других пункта пропуска. В паре километров от пропускного пункта «Каланчак», рядом со свежевыкрашенной «зеброй», еще один патруль из трех десятков людей в камуфляже. Их задача та же — задерживать грузовики с товаром, направляющиеся в Крым. Но на дороге пусто, и от нечего делать активисты проверяют фуры из Крыма. Все они идут обратно пустыми.
«Еще пахнет яблочками», — говорит Николай из «Самообороны» после ревизии.
Тем временем у самой границы ситуация накаляется. Несколько суток здесь стоят под две сотни фур, часть водителей уже получили документы для прохождения пункта пропуска. Но активисты во главе с народными депутатами Рефатом Чубаровым и Владимиром Парасюком настаивают — дальше дороги нет.
— Больше никто не поедет, — говорит Парасюк.
— Как это не поедет? Документы все оформлены! — возмущается в ответ дальнобойщик Саша.
— Не поедете, парни.
— Кто так решил?
— Мы так решили.
Водители требуют от нардепов показать документы, на основании которых те запрещают проезд на полуостров. Но документов нет.
«Это достойные люди, они зарабатывают для своих семей. Но их используют, и идут два потока денег. Я не знаю, что происходит в Украине с этими деньгами, знаю только, что в государство они не попадают. А там, в Крыму, Аксенов и так называемое ополчение на эти деньги нанимают бандитов и те приходят в наши дома. Если бы к нему (водителю) один раз пришли, он бы сейчас не требовал от меня чего-то, какого-то другого подхода. Мы хотим, чтобы там прекратились репрессии», — говорит Чубаров.
Чубаров считает, что правительство должно «завтра-послезавтра собраться подумать о продовольственных базах», а парламент — отменить свободную экономическую зону «Крым», предусмотренную украинским законодательством:
«Пусть собирается Согласительный совет (Верховной Рады), там есть законопроекты об отмене свободной экономической зоны для Крыма. Есть проект Парубия, Лапина, госпожи Веселовой, есть еще буквально на днях зарегистрированные. Но два законопроекта еще с июня этого лета существуют. ... Там прописано, что не может быть безграничная поставка товаров, которые подкрепляют российскую власть в Крыму. Там должно быть выписано, чтобы людей, живущих в Крыму, не морили голодом, и они могли выехать и купить продукты на украинской земле».
Это не устраивает дальнобойщиков. «Мы тоже перекроем дорогу — легковому транспорту. Мы тоже люди живые. Нас сделали заложниками этой ситуации. Мы никого не кормим, мы везем украинским людям. В Крыму живут наши люди, которые заблудились», — говорит водитель. «Парни, у кого где машина? Давайте, перекрываем! У меня через полкилометра, я там перекрою. По другому — никак!», — говорит другой.
Через несколько минут первая фура становится поперек единственной свободной полосы движения. И вот уже те, кто пришел блокировать Крым, сами оказались заблокированными. Впрочем, стихийный протест водителей продлился недолго — через несколько минут замначальника Херсонского облуправления МВД Илья Кива потребовал убрать грузовик. Дальнобойщики повиновались.
Несмотря на настойчивость активистов, водители не спешат уезжать — опасаются проблем на работе. Но на несговорчивых дальнобойщиков нашли другую управу.
«МВД совместно с прокуратурой, фискальной службой, отделом по борьбе с экономическими преступлениями и Госавтоинспекцией организуют оперативные группы для проверки законности таможенного экспорта грузов. В 90% случаев (фуры) «затамаживаются» за деньги чуть ли не онлайн — подвозят нужные документы и машины проезжают. ... Опергруппы будут работать на пунктах пропуска и на прилегающих к ним территориях», — пояснил Кива.
По мнению Чубарова, блокада может продлиться неделю, месяц или полгода — в зависимости от того, как скоро Российская Федерация выполнит требования протестующих. Среди них — освобождение семи политических заключенных, включая Надежду Савченко и Олега Сенцова, снятие запрета на въезд лидеров крымскотатарского народа Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева на полуостров, прекращение репрессий в отношении крымских татар, а также допуск в Крым международной мониторинговой миссии ООН.
«Следующие шаги зависят от многих факторов. У нас есть свое видение относительно поставки на полуостров электроэнергии и решения других вопросов. Мы будем советоваться со всем украинским обществом, потому что перед нами стоит задача восстановить территориальную целостность Украины», — подытожил Чубаров.
Тем временем вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак заявил, что блокада Крыма со стороны украинских активистов не привела к существенному ухудшению продовольственной ситуации в Крыму. Чиновник отметил, что власти не видят «никакого ажиотажа» и повышения цен. По его данным, регионы России, помогавшие Крыму, уже обеспечили местным торговым сетям поставки продовольствия.
В свою очередь глава Крыма Сергей Аксенов считает, что полуостров не заметит последствий продовольственной блокады, поскольку на полках крымских магазинов находится около 5% украинских товаров.
А вот введение экономической блокады Крыма повлечет за собой ответные меры для Украины, которая зависит от поставок российской электроэнергии, заявил первый вице-премьер правительства полуострова Михаил Шеремет.
«У нас хватает своих источников питания, завезено достаточное количество дизель-генераторных установок, которые установлены на объекты социальной сферы, никаких коллапсов и того, что они там рассчитывают, не произойдет. Однозначно, будут приняты ответные меры», — заявил Шеремет.