«Добро пожаловать, вставьте карточку», – такая надпись появляется на банкомате, когда к нему подходит очередной клиент. Это приветствие должно было бы подтверждать, что машина исправна и в ней есть деньги. Но это – лишь теоретически.

На моих глазах один банкомат примерно за час «съел» пластиковые карточки нескольких пользователей, пытавшихся снять деньги. Пока одни делали попытки дозвониться в сервисный центр, номер которого указан на банкомате, другие беспомощно ждали – они рисковали остаться без копейки в кармане.

Если и с вами случилась подобная неприятность, паниковать не стоит, – придется позвонить по телефону в банк, которому принадлежит банкомат, написать заявление, и карточку вам вернут. Номер сервисного центра банка, как правило, указан на каждом банкомате.

Но многие из нас чаще всего снимают деньги в нескольких банкоматах, поэтому стоит узнать номера телефонов отделений, занимающихся их техническим обеспечением (если все эти банкоматы принадлежат одному банку, то, скорее всего, их обслуживает один отдел). Желательно также помнить номер карточки и ответ на секретный вопрос. Если случится какой-то форс-мажор, эти данные вам понадобятся.

Помните, что банкомат может «проглотить» не только пластиковую карточку, но и деньги. Если банкноты не забрать в течение 30 секунд, он их изымет и спрячет в специальную кассету. Это делается для вашей же безопасности, ведь встречаются случаи, когда человек забирает карточку, а деньги забывает, а чтобы их не взял себе следующий клиент, машина их изымает.

Если это случилось с вами, нужно обратиться в банк с соответствующим заявлением. После инкассации деньги вам вернут, ведь работники банка должны проследить, когда и с какого счета была списана лишняя сумма. Обнаружив избыток средств, человеку вернут деньги на счет даже в том случае, если он не обратится с заявлением, убеждают в банке. Хочется верить на слово.

Для безопасности ваших денег банк может заблокировать счет, если заметит какие-нибудь нетипичные для вас транзакции. Такая перестраховка, с одной стороны, очень полезная вещь, с другой – может принести клиенту дополнительные неудобства (например, если вы всегда снимаете сравнительно небольшие суммы денег, а затем вдруг решили снять все, что имеется на счете, банк может решить, что это мошенники «подбирают ключик» к вашему счету и заблокировать доступ к деньгам).

Поэтому, чтобы не оказаться без копейки, пока будете возобновлять доступ к счету, лучше иметь минимум две платежных карточки, причем желательно разных банков – одну использовать для оплаты за товары и услуги, другую – для хранения средств.

Крупные банки предлагают дополнительные услуги – мобильный или sms-банкинг. О каждой операции, осуществляемой с вашим счетом, банк будет сообщать с помощью SMS. Скажем, как только вы сняли деньги в банкомате, заплатили за покупки или n-я сумма денежных средств поступила на ваш счет, то на телефон сразу придет сообщение. А если вы потеряли карточку, но еще об этом не знаете, то, как только ею воспользуется «чужой», сразу об этом будете знать. Тогда вы еще сможете успеть заблокировать счет. Понятно, эти услуги не бесплатные, но, как говорят, береженого Бог бережет.

Автор: Андрей Макаров