Невероятно, но факт: россияне категорически не любят ездить в отпуск на заемные деньги. Туристические кредиты с каждым годом становятся все менее популярными: в российских банках этот продукт — настоящая экзотика.

Российские заемщики с удовольствием оформляют займы на ремонт, покупку нового айфона или кухни, но недолюбливают кредитные турпоездки. Согласно проведенному в мае опросу ВЦИОМ, лишь 5% респондентов готовы одолжить денег на отпуск. Возможно, именно поэтому целевое кредитование на туристические поездки редко встречается в продуктовых линейках российских банков.

Практически каждое крупное туристическое агентство предоставляет клиентам возможность оформить тур в кредит. Так, например, согласно данным на сайте банка «Кредит Европа», получить заем на отдых и путешествия возможно в 17 партнерских турфирмах. Схема простая: путешественнику нужно прийти в офис компании, заполнить заявку на получение «отпускного» кредита под конкретный тур и подождать около 20–30 минут решения банка. Казалось бы, удобный механизм: заемщику не нужно лишний раз посещать отделение банка. Но, очевидно, привычка копить на отпуск стала частью российского менталитета — наши потребители готовы покупать в кредит все, кроме отдыха.

Россияне не так уж неправы — съездить на море за банковский счет обойдется недешево. «Процентная ставка по таким турам может зависеть от срока и суммы кредита, а также варьироваться в зависимости от туристической компании и составлять около 30%», — сообщили в пресс-службе банка «Хоум кредит». В большинстве банков кредит для путешественников вообще не выделяется в отдельный продукт и предоставляется в рамках стандартных программ потребительского кредитования. «Эта цель традиционно находится в десятке самых популярных у наших заемщиков. Если в декабре–январе кредит на отпуск оформляет около 5%, то к середине мая доля «отпускных» заявок достигает 15%», — рассказывает начальник управления стандартных кредитных продуктов банка «Кольцо Урала» Наталья Голубева.

Еще пару лет назад целевой кредит на отпуск можно было найти в виде отдельного продукта, но сейчас подобных программ почти не осталось. Поскольку отпускные кредиты не предполагают каких-то специальных условий и по сути выдаются на общих с классическими потребкредитами условиях, россияне не слишком жалуют такие предложения. Очевидно, отдыхать в долг психологически сложнее, чем, к примеру, оформить товарный кредит на айфон: иначе как объяснить устойчиво низкую долю «отпускных» кредитов? Речь идет не только о турпутевках, но и об отдельных элементах путешествия. «Мы тестировали такой способ оплаты чартерных билетов: включили «моментальный кредит» в список возможных вариантов оплаты. За две недели его не выбрал ни один пассажир, после чего эксперимент был прекращен, а вывод неутешителен: возиться с кредитом на авиабилет клиенты не хотят, предпочитая расплачиваться сразу», — рассказал «ЭВ» основатель сервиса «Чабука» Павел Малышев.

Опрошенные «ЭВ» банки сообщили, что в портфеле розничных займов доля кредитов на отпуск редко превышает 5–10%: логично, что при таком низком спрос выделять продукт в целевую программу практического смысла не имеет. Поэтому клиент ничего не потеряет, если просто оформит нецелевой кэш-кредит: «Часть полученного кредита наличными заемщик может потратить на тур, а оставшуюся сумму взять с собой в отпуск», — говорят в банках.

По словам Голубевой, в 2015 году сумма кредита на отпуск составляет 80–120 тыс. рублей, а самые популярные направления — Египет, Турция и Таиланд.

Правда, ужесточение требований к заемщику на фоне ухудшения качества кредитного портфеля не позволяет рассчитывать на получение банковского кредита довольно обширному срезу потенциальных заемщиков. Поэтому некоторые отпускники за материальной поддержкой обращаются в микрофинансовые организации (МФО). Конечно, заем в МФО обойдется намного дороже, чем банковский кредит, но зато шансы на одобрение гораздо выше. «Средняя сумма займа составляет порядка 30 тыс. руб.: этих денег достаточно для организации отдыха в Крыму, например», — сказал эксперт, отмечая, что количество клиентов, оформляющих займы с целью оплаты туристических поездок, пока невелико и не превышает 10% от общего числа обращений.

По мнению финансистов, непопулярность целевых кредитов на отпуск объяснить просто: кредитная карта является более удобным инструментом для оплаты той же турпоездки и чаще обладает неоспоримым преимуществом по сравнению с обычным периодом — льготным беспроцентным грейс-периодом, уложившись в который, можно избежать переплаты. Для россиян же «старой закалки» привычнее копить на отпуск, нежели отдыхать в кредит.

Екатерина Александрова