Самые необычные способы предсказать надвигающуюся финансовую беду

Народная интуиция сломает любую экономическую выкладку. Потребительские вкусы обретают кризисные черты еще до того, как аналитики объявляют о крахе. Мы решили проверить, как ощущают себя россияне на фоне мировых тревог и ждут ли они глобального финансового подвоха.

ПРОГНОЗЫ У ПОДЪЕЗДА

В соседнем дворе на лавочке не утихают баталии за экономику. Бабушкам неспокойно от телевизионных новостей, и они ищут собственные доказательства грядущего кризиса.

- Вон, Ренатыч баб перестал водить, увидишь, скоро опять 98-й год будет! - охает старшая по подъезду.

Речь - о местном олигархе районного масштаба, у него десяток продуктовых магазинчиков и увесистый пакет биржевых бумаг. Бабушки об этом, конечно, знают и используют Ренатыча как флюгер: коли позеленел лицом, значит, пора всем двором бежать за гречкой.

- Да он жениться собрался, - отвечает старшей по подъезду более осведомленная подруга. - Не будет тебе никакого 98-го!

Аналитики от такого подхода ушли недалеко. В обороте у специалистов появляются совсем необычные «кризисные» индексы. Многие ученые мужи называют новые инструменты экономической ересью. Но факт остается фактом: захиревшие в 2008 - 2009 годах госфинансы аукнулись не только падением промпроизводства. Опасаясь краха, люди начинают по-другому есть, пить, покупать и даже строить личную жизнь.

РАЗОЙДЕМСЯ ПО-СЕМЕЙНОМУ

Чем худее кошелек, тем меньше шансов уйти налево. Похоже, именно так размышляют американские эксперты. Они уверены, что в кризис семьи становятся крепче. С одной стороны, финансовые невзгоды могут легко доконать любой несчастливый брак. С другой - ничто так не укрепляет семью, как общий ипотечный кредит. Россияне же до того боятся дефолтов и увольнений, что в кризис начинают активно спариваться.

В 2009 году число браков в регионах РФ выросло на 5 - 10%. Тенденция продержалась до конца 2011 года, но теперь прирост гораздо меньше. Если верить статистике, то разводится народ с каждым годом все активнее. Число развалившихся семей по сей день прирастает на несколько процентов за каждый отчетный период. То есть россияне ощущают себя достаточно уверенно, чтобы за рай в кризисном шалаше не цепляться и при первой надобности вернуться к холостяцкой жизни.

КРАСЬТЕ КРАШЕ

Женщины лечат шопингом и душевные невзгоды, и финансовые. Если семеро по лавкам не плачут, то и на последние сто рублей надо прихорошиться. Руководство «Эсте Лаудер» даже предложило «индекс губной помады» в качестве индикатора кризиса. Логика простая: во времена спада наскрести на платьишки непросто, и барышни закупают тонны декоративной косметики. В непростом для мировой экономики 2001 году продажи помады выросли на 11%, а в Великую депрессию - вообще на четверть. В России торговцы брендовой сурьмой да румянами на вопросы об объемах теряются: торговля так и прет, считать некогда. Пришлось опрашивать рядовой персонал.

- Помады вообще-то берут поменьше, - поделилась продавец-консультант крупнейшей столичной сети. - Женщины продвинутые стали, теперь сначала крем для лица выбирают, а помаду - если деньги останутся. А то нельзя же ведь на печеное яблоко сразу краску мазать. Средний чек за последние года три вырос процентов на 20, а может, и больше. Но это за счет средств по уходу. Следить за собой стали женщины, молодцы.

ВОЗЬМИТЕ ПЕСТРЕНЬКИЕ

Мужчины ведут себя прямо противоположным образом. Почуяв неладное в мире финансов, они превращаются в прижимистых скупердяев. Бывший глава ФРС Алан Гринспен, серьезный вроде бы экономист, уверял, что вместе с курсами акций непременно падают продажи мужского белья. В нестабильной обстановке потратиться на лишние труселя сильный пол никак не состоянии. В Россию компании, специализирующиеся на мужском исподнем, начали приходить уже после кризиса 2008-го. За подтверждением отправились в народ.

- Да разве мужики сами себе за трусами ходят! - всплеснула руками продавец мужского хлопка в ближайшем переходе. - Я тут третий год стою, только жены и берут. Но берут стабильно.

В сегменте подороже тоже кризисных тенденций не наблюдается. Обеспеченные джентльмены не только до дыр трусы не занашивают, но выбирают нательную одежку все более пеструю и навороченную.

- Спрос смещается в сторону более технологичной продукции с уникальными свойствами и соответственно более высокой ценой, - рассказал руководитель розничных продаж и франчайзинга ООО «ДИМ Рус» Антон Хухарев.

ВЫПИВАЕМ ДОМА

Британцы вычисляют кризис по продажам пива в барах. В сытые времена местное население выпивает в заведениях, в голодные - дома. У нас, правда, в общепите пили изначально немного, около 3% от общих продаж алкоголя.

- В России потребление алкоголя в барах и ресторанах снизилось в 2008 - 2009 годах на треть, народ начал экономить, - отмечает генеральный директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - А сейчас мы уже вернулись на докризисный уровень, даже с приростом. К концу 2009 года произошла адаптация к кризису, потребление алкоголя вошло в нормальные рамки. Пьем мы с каждым годом все больше, но уже без рывков. Во всем мире увеличивается потребление дешевых крепких напитков. Спрос на дорогой крепкий алкоголь тоже растет, богатые тоже начинают сильнее пить. Но самое большое увеличение у нас будет в нелегальном, суррогатном секторе - по мере ухудшения уровня жизни и роста цен.

ПЕРЕХОДИМ НА КАРАМЕЛЬКИ

Вместе с походами в бары беднеющие граждане начинают экономить на еде. Большинству россиян и ужиматься-то некуда, разве только

перейти на брюкву с картошкой с родного огорода. Западные экономисты меряют глубину народной бедности по продажам консервов. Россиянам же и тушенка не всегда по карману, особенно в неспокойные времена. Но ретейлеры уверены, что питаться мы стали хуже.

- В 2008 - 2009 годах продажи просели, но это было скорее следствие не самого кризиса, а результат психологического шока, - говорит владелец сети розничных магазинов и столовых в регионах России Дмитрий Потапенко. - Осознав, что власти не понимают, что происходит и что делать, люди начали зажимать деньги. Начиная с кризиса и вплоть до нынешнего момента в расчете на чек падает объем покупаемого мяса, колбасных изделий, особенно дорогостоящих. Зато растут продажи дешевой карамели, потому что народу не хватает гормона удовольствия. Электричество за последние пять лет выросло в семь раз, ЖКХ - в 12. И в итоге производители вынуждены упрощать рецептуры. Они будут уменьшать упаковки, изменять состав, а вы, по сути дела, будете покупать целлюлозу. А куда деваться, жрать-то хочется!

ИНТЕРНЕТ ЦВЕТЕТ И ПАХНЕТ

Европу может хоть на куски разорвать, а новую плазму в гостиную поставить все равно охота. В ход идут все уловки - скидочные сайты, буржуйские интернет-аукционы с доставкой из Гонконга (там электроника уж больно дешево стоит) и любые виртуальные ресурсы. Экономисты тоже не дремлют: ежели народ ради экономии повалил во Всемирную паутину, пора насторожиться.

- Цена товаров в Интернете действительно на 10 - 20% ниже, и интернет-магазины пострадали в кризис меньше, чем магазины других форматов, - признается руководитель компании «Аристос» Андрей Хромов, который 12 лет руководил ресурсом Dostavka.ru. - Более того, рынок электронной коммерции в 2009 году вырос на 11 - 13%, хотя многим игрокам пришлось уйти с рынка. Меньше стали покупать компьютерной техники, сотовых телефонов, фотоаппаратов, больших телевизоров дороже 1000 евро. Но темпы роста восстанавливаются, и перспективы онлайн-ретейла весьма радужные. Магазины будут укрупняться, развивать региональные сети, станут мультиканальными - то есть один и тот же товар они смогут предложить и в онлайне, и рядом с вашим домом.

Кстати

А как еще меряют кризисные настроения

1. Индекс бигмака. По ценам в мировой сети общепита легко определить покупательную способность валюты. Если легендарный бутерброд дорожает, значит, местные деньги обесцениваются.

2. Индекс небоскребов. В кризис недостроенных башен становится больше в разы.

3. Индекс длины юбок. По мнению некоторых экономистов, чем крепче экономика, тем короче юбки. В 2009-м колени у дам и в самом деле были прикрыты.

4. Число участков на кладбище, выставленных на продажу. Западные граждане обычно уверены, что этот актив пригодится им не скоро, и при нужде в деньгах легко продают заготовленное местечко.

5. Число крокодилов на специальных фермах. Спрос на кожу в трудные времена падает, и животные размножаются без угрозы отправиться на выделку.

ИТОГО

Что говорят индексы

Кризиса нет:

Снижения числа разводов не наблюдается.

Продажи губной помады резко не растут.

Мужчины исправно покупают себе нижнее белье.

Потребление алкоголя в ресторанах вернулось на докризисный уровень.

Кризис есть:

Качество питания снижается.

Покупатели переходят из обычной розницы в интернет-магазины.

ВОПРОС ДНЯ

А вы по каким признакам определяете кризис?

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор:

- Лично для себя - когда резко увеличиваются цены на продукты. А для страны - когда дорожает доллар, а рубль дешевеет!

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»:

- Кризис определяется, когда происходит упадок ВВП на протяжении 2 кварталов. Но в России отмечен рост экономики на 4 процента, и поводов для тревоги, как мне видится, нет. Кризис, в первую очередь мировой, может быть вызван обвалом евро, но Европа нас за собой не потащит.

Виктор БЕЛЯЕВ, президент ассоциации кулинаров России:

- Апеллирую к Ленину - в своих «Апрельских тезисах» он писал: «Любая политика партии определяется по размеру куска курицы, которая плавает в супе для рабочего».

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

- Мне как депутату важнее готовить изменения в бюджет, защищать малый бизнес, а также ввести ограничения на повышение зарплаты чиновникам. Будет кризис или нет - власть должна быть готова к любому развитию событий.

Ирина ХАКАМАДА, политик:

- Приближение кризиса - это необузданный рост цен, невероятные темпы инфляции. Еще один фактор - падение цен на нефть. Если закрываются крупные компании и падают цены на недвижимость. Когда предприятия переходят на 3 - 4-часовой рабочий день из-за невозможности оплачивать труд своих сотрудников.

Наталья НИКИФОРОВА, советник гендиректора «Гознака»:

- Наступление кризиса могу определить лишь по истерике, которая начинается в прессе. Поверьте, в глубинке о нем ничего не знают! Сейчас деньги допечатываются постоянно - это обычная плановая работа. Сравнивать с периодом 90-х, когда деньги прямо со станков забирали, никак нельзя.

Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:

- Невыплата зарплат, пенсий, резкое усиление активности фискальных органов - признаки приближающегося кризиса. Нужно математически понять, что мы уже стоим на пороге очередного кризиса. И зависит это не от рубля, а от доллара - во всем мире идет рецессия, вбрасывание денег под выборы в США.

Светлана, слушательница радио «КП»:

- Я определяю по тому, что люди начинают покупать продукты подешевле, например сыр не за 400 рублей, а за 300, начинают реже ходить в парикмахерскую.

Евгений, читатель сайта KP.RU (Саратов):

- У меня кризис каждый месяц за неделю до зарплаты.