Рост коммунальных тарифов во многих регионах значительно превышает правительственные прогнозы. Граждане сообщают о повышении тарифов в 2011 году на 50 и даже на 100%.
А в Общественной палате РФ вчера призвали вообще отказаться от оплаты коммунальных услуг – как «самого верного способа выражения протеста и несогласия» с тарифной политикой. Примечательно, что вместе с ростом тарифов в в ЖКХ ежегодно растет кредиторская задолженность, а также количество технологических аварий и отключений. Недовольны состоянием дел в ЖКХ две трети россиян.
Более 60% граждан недовольны качеством коммунальных услуг. А около 70% считают, что дальнейшее увеличение тарифов ЖКХ может сделать оплату коммуналки просто непосильной для их семейного бюджета.
Такие данные, со ссылкой на данные ВЦИОМа, привела председатель социальной комиссии Общественной палаты Елена Николаева. В Общественной палате (ОП) вчера прошли слушания по результатам работы горячей линии, на которую принимались жалобы граждан, недовольных положением дел в ЖКХ. Получив за три месяца более 4,5 тыс. жалоб, ОП пришла к выводу, что «подавляющее большинство граждан не устраивает работа организаций, на балансе которых находится их жилое помещение». В ОП считают, что граждане недовольны постоянными перебоями в электро-, водо-, газоснабжении и совершенно не готовы платить по возрастающим и часто незаконным пунктам платежных квитанций.
Примечательно, что эксперты ОП постарались письменно ответить на жалобы граждан, и очень часто в ответах содержатся прямые рекомендации «не платить» или «не платить, предупредив о возражениях в письменном виде». При этом самым эффективным способом борьбы за «справедливые тарифы» называется консолидация жителей – «народом давно используется и достаточно широко самый верный способ выражения своего локального протеста и несогласия: неуплата коммунальных услуг вообще».
Призывы отказаться от оплаты коммунальных счетов можно посчитать экстремизмом. Но знакомство с конкретными жалобами показывает, что отказ от платежей может быть оправданным. Так, в Дмитровском районе Подмосковья цены на природный газ за последние четыре года выросли на 300% (с 1,109 руб., до 3,3 руб. за кубометр). Жители Астрахани сообщают, что тарифы на вывоз мусора в 2010 году поднялись на 100%. В Москве жители также отмечают рост коммунальных тарифов более чем на 30%. На сайте ОП собраны десятки и сотни подобных жалоб из разных регионов, что в ОП считают «нарушением установленного правительством 15-процентного предела роста тарифов». Однако аномальный рост тарифов – это не досадное недоразумение, а осмысленная государственная политика.
«Рост тарифов в том виде, в котором он процветает и развивается последние 20 лет, свидетельствует о порочности подхода к тарифной политике в России. Он указывает на неэффективность управления администраций регионов, городов и сел в сфере ЖКХ. Чем быстрее и выше растут тарифы, тем слабее или безразличнее к нуждам людей относится руководство края, области, города, поселка. А также тем безудержней и алчнее проявляют себя дирекции коммунальных предприятий, поставщиков ресурсов по всей технологической цепочке: генерации (энергетических станций, ТЭЦ, централизованных котельных, водозаборов), транспортировки (магистрали, трубопроводы, электролинии), сбыта», – отмечают эксперты ОП. По их словам, при существующей политике завышения тарифов у поставщиков «напрочь отсутствует мотивация к снижению собственных производственных издержек». Они не особенно утруждают себя повышением качества своей продукции и товара: занижают температуру теплоносителя, не обеспечивают бесперебойной поставки, не ответственны за перепады и скачки в напряжении электросетей, состав питьевой воды. Как следствие: плановые и внеплановые отключения воды, электричества, тепла. «Попытка жильцов дома уменьшить плату за некачественные и не поставленные ресурсы не имеют успеха, даже через суд», – отмечают в ОП.
Выводы экспертов подтверждают и опросы населения. Так, по данным опросов работоспособных граждан (которые по просьбе «НГ» проводил портал SuperJob.ru), улучшение в сфере ЖКХ замечают менее 10% респондентов. Половина граждан считают, что качество услуг ЖКХ за последний год не изменилось, а около трети уверены, что это качество ухудшилось.
Нынешнюю работу ЖКЖ считают «нормальной» только 23% респондентов. А около 67% работоспособных граждан считают, что ЖКЖ работает «плохо» или «очень плохо». Оценки «хорошо» и «очень хорошо» ставят лишь 4% и 1% респондентов соответственно.
В качестве альтернативы нынешней тарифной системе эксперты предлагают методы народного контроля и народного сопротивления. Кроме рекомендаций отказаться от оплаты счетов в ОП планируют создать контрольную сеть для мониторинга тарифов на базе региональных ОП. Однако при этом многие эксперты признают, что непрозрачность расходов энергетических и коммунальных компаний, а также их прямая связь с местными властями и судами не позволяют гражданам надеяться на скорый успех.
Михаил Сергеев
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Деньги
- →
- Российское ЖКХ на пороге кризиса
Деньги
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат