Британские журналисты выяснили, что Роману Абрамовичу дискомфортно на его новой яхте из-за дребезжания фужеров. «Новая газета» разбиралась, не мешает ли это статусу депутата.

Спустя ровно год после громкого спуска на воду в Гамбурге яхты Eclipse, заказчиком которой считают Романа Абрамовича, британские журналисты решили выяснить, почему она вместо того, чтобы оказаться в руках владельца, по-прежнему находится в немецких доках. И обнаружили скандал, суть которого сводится к недовольству владельца некоторыми параметрами косметического характера в яхте, общая стоимость которой из-за разного рода доделок уже превысила полмиллиарда долларов.

Очевидно, нельзя исключать того, что сам скандал мог быть вызван пиарщиками или антипиарщиками одной из сторон - то есть либо производителей, либо хозяина яхты. И мы вполне могли бы пройти мимо этого скандала, отдав его на откуп таблоидам, если бы не внутрироссийская история. Та самая, в которой и антикоррупционные поправки в законы, и одновременно с этим почти уже ставшая традиционной госпомощь миллиардерам - начиная от истории с реструктуризацией долгов Evraz Group и заканчивая недавним поручением премьер-министра Владимира Путина изучить «возможность оказания господдержки» шахте «Распадская», принадлежащей той же Evraz Group. Как известно, с антикоррупционными поправками связаны указы президента Дмитрия Медведева об обнародовании чиновниками и депутатами сведений о доходах. И из всего этого закономерно вытекает вопрос о статусе совладельца Evraz Group Романа Абрамовича, которого одни считают бизнесменом, а другие - по-прежнему хозяином Чукотки.

Впрочем, обо всем по порядку - и сначала о яхте. У скандала с яхтой или того, что могло бы стать лишь досадным недоразумением в жизни любого отдельно взятого миллиардера, но оказалось тем не менее возведено в ранг топовой новости, было несколько причин. По версии субботнего выпуска британской газеты The Daily Mail, они выглядят следующим образом. Во-первых, во время тестов яхты в Северном море на одной из девяти палуб разбилось гигантское зеркало. Во-вторых, австрийские хрустальные фужеры, приобретенные специально для обеденных приемов, дребезжат от вибрации четырех дизельных двигателей, и эффект дрожания ощущается даже на палубе хозяина яхты. В-третьих, шкуры леопардов и кожа рептилий, использованные для отделки кресел и стен в массажной комнате, вызвали у владельца, по словам журналистов, вопросы об «этичности их происхождения». В-четвертых, вертолетная площадка, по мнению хозяина, находится «в неправильном месте», в связи с чем возник спор о том, кто именно из сторон должен теперь оплачивать ее перемещение. Наконец, в-пятых, что-то не так с навигационной системой французского производства, и еще кое-где на палубах отслоилась краска.

Разумеется, в яхте, цена каждого метра которой тянет на два, а то и на три миллиона долларов, даже простая царапина оборачивается расходами, исчисляемыми не одной сотней тысяч. Поэтому неудивительно, что ежегодный прирост стоимости яхты по отношению к изначально заявленной составлял около 20 процентов. И если три года назад яхта Eclipse стоила не менее 400 миллионов долларов, то в прошлогодней статье мы писали о том, что к июню 2009 года ее оценка уже достигала 492 миллионов долларов. Причем в последнем случае речь шла об усеченной стоимости - за вычетом «доделок» в виде покраски, оснащения оборудованием, доработки дизайна интерьеров и прочей «косметики», которые должны были «потянуть» еще примерно на 150 миллионов. Таким образом, вполне оправданными оказываются даваемые экспертами нынешние стоимостные характеристики яхты, превышающие планку в 600 миллионов долларов. И судя по объему претензий, верхний ценовой предел пока еще явно не достигнут.

Впрочем, сроки передачи судна владельцу, ранее намеченные сначала на январь, а затем на июнь 2010 года, тоже теперь отодвигаются по меньшей мере до осени. В результате даже потенциальная возможность прибытия Романа Абрамовича на проходящий сейчас в ЮАР чемпионат мира по футболу именно на яхте Eclipse - а о таком варианте уже давно писали многие мировые СМИ - оказалась в ряду несбывшихся прогнозов. Однако близкое окружение миллиардера поспешило заявить через те же СМИ, что он такого круиза и не планировал. Тем более что для попадания на этот чемпионат есть и другие транспортные средства. Как известно, в яхт-активе Романа Абрамовича по-прежнему 115-метровая Pelorus и 86-метровая Ecstasea, каждая из которых проходит почти ежегодную модернизацию - вплоть до замены вертолетных площадок - в ремонтных доках той же компании Blohm & Voss, на верфях которой был построен проект 978, получивший в итоге название Eclipse.

Другое дело, что Eclipse в полтора-два раза крупнее. Недаром название яхты, выложенное по борту и на корме отливающими на солнце то золотом, то серебром крупными буквами, означает в переводе с английского «Затмение» или «Превосходство». 170-метровая мегаяхта, как и год назад, продолжает оставаться крупнейшей в мире. Eclipse с серьезным отрывом обгоняет первую пятерку прежних лидеров яхтенного олимпа, принадлежавших знатным принцам, султанам и королям арабского мира. Это такие плавучие дворцы, как Dubai крон-принца Дубая шейха Мохаммеда бин Рашид Аль-Мактума (159 метров), Al Said его величества султана Омана Квабооса бин Саида (155 метров), Prince Abdulaziz короля Саудовской Аравии Абдаллы (147 метров), Al Salamah министра обороны Саудовской Аравии принца Султана бин Абдул Азиза (139 метров) и Al Mirqab члена королевской семьи Катара (133 метра). А согласно истории частных яхт класса люкс от компании Blohm & Voss, мегаяхта Eclipse - крупнейшая за все последнее столетие.

Оснащена она тоже по-королевски. И не только потому, что ее обслуживает команда из 70 человек - в два с половиной раза превышающая заранее предусмотренное максимальное число возможных гостей. В первую очередь на яхте создана многоступенчатая система безопасности. В нее входит и так называемый лазерный щит против папарацци, который способен не только находить вокруг судна - в море и на берегу - электронные сенсоры камер, но и мгновенно блокировать работу цифровой оптики. И бронированные каюты с пуленепробиваемыми иллюминаторами. И система противоракетной обороны и оповещения о ракетном нападении военного класса. И охранно-сигнальные системы обнаружения вторжения - с особыми датчиками и подводными камерами, реагирующими на тепло и движение. Кроме этого, пять запасных выходов позволяют владельцу секретным образом покинуть яхту. К его услугам при этом сразу несколько видов транспорта, размещенных в специальных ангарах судна, - три крупных катера, два вертолета и даже мини-субмарина с глубиной погружения до 50 метров.

Развлекательный комплекс яхты рассчитан на все основные виды российского VIP-отдыха. 11 кают, с почти двухметровыми панелями домашних кинотеатров каждая. Помимо нескольких термальных бассейнов спа, стандартного плавательного бассейна и зала для дискотек создан бассейн-трансформер с регулируемой глубиной-высотой пола, превращаемого также при желании в танцпол. Множество барных стоек, прогулочные катера, скутеры и прочие аксессуары. Пространство яхты настолько огромно, что для его организации понадобилось 600 дверей. Иными словами, если учесть, что яхта рассчитана на 24 гостя, на каждого получается ровно по 25 дверей. При этом у хозяина яхты все равно есть отдельная веранда с видом на океан и летний садик. Более того, его каюта общей площадью 460 квадратных метров имеет раздвижную крышу - чтобы иногда иметь возможность заглянуть в звездное небо над собой.

Как известно, Роман Абрамович занимается не только яхтами. С октября 2008 года он председатель Думы Чукотского автономного округа, до этого - в 2001- 2008 годах - занимал пост губернатора этого же региона. По рейтингам журнала Forbes, известен как долларовый мультимиллиардер. Однако даже если попытаться оценить, какую реальную долю от его состояния могла бы занимать стоимость яхты Eclipse со всеми ее многомиллионными игрушками - например, пять или десять процентов, - это оказалось бы затруднительным. Просто потому, что ни в качестве губернатора, ни в качестве депутата и спикера Чукотского парламента Роман Абрамович декларации о доходах, в отличие от своих коллег из других регионов, не обнародовал - во всяком случае, на сайте электронного представительства Думы Чукотского автономного округа обнаружить их не удалось.

Возможно, это связано с тем, что ни один из выпущенных президентом Медведевым указов о предоставлении сведений о доходах не говорит прямо о региональных депутатах, а может, с отсутствием прямых санкций за непредоставление таких сведений. Между тем в Законе № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по-прежнему сказано: статус депутата регионального парламента подразумевает, что «указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой».

Поскольку нам не удалось найти сведений о том, что чукотский депутат Роман Абрамович где-либо преподает или серьезно занят в сфере науки, остается предположить, что яхты как часть его образа жизни - всего лишь творческий подход к обустройству быта. А насколько такая творческая деятельность совместима со статусом депутата - в законе не написано.

P.S. Роман Абрамович, судя по всему, не готов ничего кардинально менять в своей жизни, как и в представлении о ней сторонних наблюдателей. Ведь комфорту пока ничего не угрожает. Совмещение двух разных ипостасей, аномальное с точки зрения публичной и качественной политики и ровно такого же бизнеса за рубежом, удобно и ему, и российским властям. А о том, что богатые возможности для бесконечного редизайна одной из множества превосходных вещей могут оказаться иллюзией в отсутствие подлинной свободы, задуматься на борту шикарной Eclipse, конечно, можно, но вопрос в том - зачем.

НОВАЯ ГАЗЕТА - Дарья Пыльнова, Дмитрий Шкрылев