Современное общество требует хорошей массовой школы, которая обеспечит нас образованной средой.



Текстовая версия

Анна Очкина, социолог:

"Сейчас проблема образования обсуждается очень горячо. И на первый план обсуждения вышла проблема вузов, проблема высшего образования.

Этому виной скандал с так называемыми «неэффективными вузами». Но, на самом деле, насколько я понимаю, в значительной степени сильнее людей волнует проблема школьного образования. Потому что, вообще говоря, в школьной жизни во многом решается вопрос здоровья детей, их эмоционального состояния и во многом на самом деле - судьбы.

Многие родители встревожены тем, что индивидуальность их ребёнка не просто оказывается незамеченной в школьном образовании, но она довольно серьёзно подавляется. Современное общество, и наше в том числе – это, всё-таки, общество индивидуальностей.

Самый перспективный путь развития – это развитие индивидуальностей, которые, конечно, встроены в систему коллективной жизни, коллективных правил, но так, чтобы максимально потенциал личности был использован.

Массовая школа эту задачу не выполняет. Есть такой момент: учителя зацикливаются на оценках и ориентируют на них детей. Поощряется больше всего воспроизведение какого-то материала, когда ребёнок «от сих до сих» выучил. Творческие как бы задания даются, но это именно «как бы», потому что в основном это делают родители. В основном это такие задания, которые дети самостоятельно сделать не могут объективно или не успевают.

Но при этом, например, такая форма обучения как «дискуссия» в школе не популярна. И поэтому сейчас очень популярна тема авторской школы или альтернативной школы, или творческой школы. Это ещё и связано с тем, что сегодня стоит вопрос защиты школ для одарённых детей, защиты прав лицеев, гимназий, т.е. разнообразия в системе образования.

Я очень хорошо отношусь к авторской педагогике. Действительно примеры есть потрясающие, когда с помощью авторских методик просто подвиги совершались, и люди добивались очень многого. Я точно знаю, что на самом деле любых детей можно заинтересовать учёбой.

Другое дело, что это требует часто подвижничества, а подвижничество трудно поставить на поток, - в чём проблема нашей школы. Горение, подвижничество, озарение невозможно обеспечить в массовом бесперебойном порядке.

Авторская школа - это, конечно, хороший вариант, но я не думаю, что это хороший вариант как абсолютная альтернатива массовой школе. Всё-таки, авторская школа завязана на автора - на человека, который придумал программу, придумал методику, но и человека, который создаёт коллектив, держит его, создаёт атмосферу. Здесь очень все завязано на личности. Можно воспроизводить авторские программы, но всё-таки это будет воспроизведение.

Я думаю, что мы должны развивать авторские школы, творческие педагогические коллективы, в том числе - и в дополнительном образовании, и в школьном образовании, как лаборатории, где будут создаваться методики и подходы, где будут, кстати, воспитываться педагоги, получать дополнительную квалификацию, дополнительный опыт так, чтобы всё это можно было распространять в массовой школе.

Потому что современный мир, современное общество требует, всё-таки, хорошей массовой школы, школы, которая обеспечит нас образованной средой. Современная наука не делается на озарениях, не делается одиночками. Современное производство во многом такое, что требует от людей и коммуникативных способностей, и умения принимать решения, и умения соблюдать безопасность, думать о других, - т.е. определённого уровня развития, интеллектуальных и духовных способностей.

Современное общество не может допустить, чтобы образованны, развиты были только одиночки элиты, а все остальные были таким «планктоном» или «серой массой». Нужна более образованная, воспитанная среда. Только тогда общество будет развиваться.

Я как-то услышала, что региональные вузы назвали опорно-двигательной системой. Но я, на самом деле, региональную систему образования назвала периферической нервной системой: если она не работает, то всё - не работает ничего. Остаётся один мозг. Он может, конечно, продуцировать идеи, но действовать не может.

Поэтому альтернативные школьные программы, альтернативные школы должны развиваться, повторяю, как лаборатории, в том числе - и для педагогического знания. Они могут работать вместе с педагогическими вузами.

Мне кажется, что этот путь укрупнения педагогических вузов - присоединение их к классическим университетам - не очень правильно, потому что сегодня мы подошли к моменту, когда педагогика является для нас чуть ли не важнейшей сферой, с которой нужно разобраться, прежде чем решать остальные болезненные проблемы, именно проблемы школьного воспитания.

Я думаю, что на государственном уровне должно поддерживаться любое начинание, связанное с альтернативным образованием, с авторской школой, со школой, которая может быть при педвузе, со школой, которая может быть при каком-то научном учреждении, но не делать из неё ни в коем случае элитарные такие загончики, а использовать их, в том числе, как рассадник новых педагогических технологий для квалификации, стажировки педагогических кадров для массовых школ".