В детстве все мы очень креативны: фантазия бьет ключом. Взрослея, становимся скучнее. Почему? Что с этим делать? Как раскрепостить творческие способности? Как использовать революционные технологии, созданные другими, на благо своего бизнеса? Ответы – в публикации E-xecutive.ru.

Креативность: заполните свой разум информацией, а затем отбросьте привычку мыслить рационально. Дэвид Огилви

Елена Ребец, руководитель Дискуссионного клуба E-xecutive.ru: «Тема этой клубной встречи была сформулирована так: «Бизнес и креатив». Маленькие дети большую часть времени проводят, собирая информацию, спрашивая: «Что? Где? Когда?». К сожалению, возраст между пятью и двенадцатью годами остается единственным по настоящему творческим периодом в жизни большинства людей. Именно тогда они открыты для новых идей, именно тогда они готовы смотреть на мир с разных точек зрения. Однако затем на ребенка начинают оказывать давление, пытаясь заставить его видеть окружающий мир так, как «надо». В течение всей нашей взрослой жизни высшими ценностями становятся соответствие стандартам общественного поведения и следование общепринятым нормам.Но не важно, сколько вам лет, вы все равно можете стать более раскрепощенной личностью, чем были до сих пор. Вы не сами заперли свои творческие способности, вас этому научили, а значит, вы можете научиться и открывать этот «замок».Даже если вы совершенно не чувствуете в себе творческого воображения, оно все равно внутри вас. Оно никогда не пропадает. Его просто надо заново разжечь. Процесс возврата к творческому мышлению – это процесс, в котором человеку необходимо сбросить «невидимые сети», опутывающие его с юности.

Творческих людей не сдерживает паутина социальных правил и условностей. Но помните, что никакая профессия не сделает вас творческой личностью. Если вы человек творческий, то именно вы привнесете творчество в свою работу, а не наоборот. Человек, у которого сформировался стойкий взгляд на мир, будет подгонять все, с чем он сталкивается в реальности, под свою концепцию мира.Бизнес дожил до тех дней, когда ему приходится признавать креатив своей составной частью. Как-то незаметно пришло время, когда новизна и «нестандарт» стали не «розочкой на торте», а сутью действия. Растут целые отрасли, построенные в логике креатива. Например, в таком секторе работает компания AR Door, ставшая пионером в области разработки технологии дополненной реальности (augmented reality) на российском рынке».



Ирина Харсеева, руководитель PR-службы AR Door: «Креативная составляющая в бизнесе крайне важна: вы не сможете привлечь клиентов услугой или товаром, которые уже предлагали до вас сотни конкурентов. Технология дополненной реальности которая стремительно переходит со страниц фантастических рассказов в нашу обычную жизнь. Это решения не для «особых» брендов и компаний. Каждый из вас может использовать их в своем бизнесе».

Нино Самсонадзе, консультант по управлению творческой деятельностью: «Что делает муха, когда залетает в форточку и хочет вернуться на волю, потому что она не домашняя? Она хаотично летает по комнате, бьется о стены; пять минут нервного жужжания и она находит свою форточку, конечно, если ее злодейски не закрыли. А кому захочется слушать непрестанное жужжание с периодическими хлесткими ударами крепенького тельца о стекло; так что пусть себе летит, ей еще и окно откроют. Тот же принцип безостановочного хаотичного движения повторили в игре для детей, где пластиковые подобия таракашек – по шесть упругих пластиковых ножек с каждой стороны – находят выходы в лабиринте и бегают наперегонки.



О чем я? О том, что в текущей реальности стоит ощутить себя насекомым, инстинктивно знающим, что надо тыкаться в разные стороны, чтобы найти выход. И никаких благ сверху не будет, в том числе и внятных моделей устройства общества, а соответственно генерального направления, гарантированно указывающего на форточку. Да что там общество, бизнес тоже завис в задумчивости, то ли уже стоят с хлопушкой, то ли дадут еще полетать.

В такой «красивой» действительности хочется найти другую метафору, более жизнеутверждающую и жизнерадостную. Поэтому предлагаю совершить не серию хаотических умственных перелетов, а только малую толику. В результате чего метафора найдется сама.

Первые две точки: бизнес и искусство. Что дает бизнес искусству понятно – деньги. А вот что дает искусство бизнесу? Может быть новую точку отсчета? А может все-таки новую идею человека? «Человек экономический» в последнее время так и норовит появиться с приставкой нано-. Что ни делай, а получается как всегда. Модель не работает. При неожиданной смене погоды резко падают продажи – что бы это значило? Нейробиология тычет в нос доказательствами нашей нерациональности, о которых искусство и не забывало.

Следующая стенка: управление и поэзия. Почему из бизнеса взято управление очевидно, сколько не говорит прибыль, вот рту слаще не станет, надо бы и у-правиться (здесь и далее орфография автора - E-xecutive.ru ) с делами, то есть делать правильные вещи в правильное время. А вот почему из искусства выбрана поэзия? А не почему, а зачем. Затем, что поэзия возвращает нас к необходимости думать словами, не проскакивая на хорошо смазанных салазках управленческих клише от одной дорогостоящей банальности к другой. Затем, что именно поэзия в самой оче-видной, на-гляд-ной форме дает нам почувствовать, пережить, что же такое видение. То есть ощутить, как же это так: видеть невидимое, глядеть на несуществующее, ухватить ускользающее. А что, процесс построения стратегий, как высшая форма управленческой компетентности, не напоминает «принеси то, чего на свете быть не может»?

Потолок: чего нам не хватает для инновационного счастья - инновационной культуры, то есть «утраченных иллюзий». «Что же мы потеряли? Желание инноваций; креативность; доверие; лидерство; образ мышления; общую атмосферу; квалифицированный персонал» (Cм Андрей Шахбазов, «Инновационный менеджмент. Причины неудач в России»). А для управленческого счастья потерянных вещей не надо? Брать откуда будем?

Следующие стенки: порядок и координация. Да не будет порядка, не будет в ближайшее время, особенно в головах. Никто не придет и не наведет его. Значит, надо с-правляться само-стоятельно. Мало того, что стоять на своих ногах, так и определять что правильно, а что нет, придется самим. Если нет связности людей согласно порядка – занял ячейку, знай свое место и действуй в соответствии с наименованием ячейки, то весь вес действия переносится с контроля на координацию. Контроль в отсутствие порядка глупейшая трата сил и времени. А координируем что? Совместную деятельность. То есть уже не эгоистичная муха, а организованные муравьи.

И тогда возникает полупрозрачная стенка: чтобы координировать, надо знать координаты. Координаты какого мира? Наши действия равным образом протекают во внешнем пространстве и во внутреннем. Если во внутреннем плане нет действия, нет его и во внешнем. Для тех, кто уже окончательно запутался в мушиных перелетах мысли: для человека его внутренне пространство является объективным и однозначно более значимым, чем внешнее. Мы смотрим в два мира одновременно, причем из одной точки. Той самой, в которой находимся в данный момент времени. И разделить с нами наше видение никто не может, если мы промолчим.

Для успеха совместной деятельности необходима координация именно внутренних психологических пространств людей. Нас можно построить в шеренгу, потому что мы знаем, что это такое и, получив указание, дальше строимся сами. В противном случае пришлось бы подходить к каждому и двигать его, преодолевая сопротивление. Мы движущиеся существа в изменяющемся мире. Любой живой языкотражает особенности нашего движения в пространстве. В сущности, он весь – двигательный. А, значит, наше «окультуренное» (построенное на слове) психологическое пространство тоже двигательно. И почти незаметные движения мышц сопровождают движение нашей мысли, точно так же как вегетативные реакции нервной системы сопровождают наши переживания.

Для того, чтобы двинуться в сторону современного управления, с его генеральной координационной задачей, воспользуемся координатами психологического пространства, предложенными Александром Бродецким («Внеречевое общение в жизни и в искусстве»). Они слегка похожи на базовые направления физического трехмерного пространства, за одним небольшим исключением – они несимметричны. Точно так же как тотально, пронзительно и несправедливо несимметричная наша жизнь. Впрочем, другой у нас нет.

Мы прекрасно понимаем, что такое «верх и низ», «фронт и тыл», «право и лево». Мы все время существуем в этих координатах, хотя бы потому, что говорим. Вертикаль, сагитталь (от латинского sagitta – стрела) и горизонталь – так называются координаты внутреннего пространства. И в отличие от координат физического пространства, они несут эмоциональное значение, символику и знаковость. И точка в этом пространстве – топонома, имеет эмоциональную и символическую значимость, хотя не для каждой точки в языке найдется слово.

Общее значение по вертикальной оси: подчинения, управления – сверху вниз и подчиненности, управляемости – снизу вверх. Установление вертикали – то есть иерархической соподчиненности - есть основа мышления. Как складывается наша внутренняя вертикаль – с момента рождения. Благо приходит сверху. Внизу мокро, голодно и скучно. Отражение нашего бессловесного периода: счастье – это движение вверх, страдание – движение вниз. Верх – свет, низ – мрак, верх – комфорт, низ – дискомфорт, верх – помощь, низ – беспомощность …

Иерархия – вот историческое и ментальное закрепление вертикали. Свергнуть авторитеты – сбросить памятники, скинуть колокола с колоколен, отряхнуть пыль со своих ног – значит оказаться в мире, где нет различия между высоким и низким. И этот мир будет плохо управляемым и в нем не будет хватать энергии на активные действия. Вертикаль – это потенциальная энергия. Базовые вертикальные вопросы: Чему я подчиняюсь? Что зависит от меня? Замените «что» на «кто» и получите дилемму о «начальнике и дураке», хотя на самом деле все не так просто, как хотелось бы.

Движение вверх-вниз надоедает, зависимость от внешней силы достает, и ребенок рвется вон из кроватки-клетки. Вперед! Ползем! Вот они первые целеустремленные движения. Хватание тоже из этой серии. У нас включается вектор независимости и до-стижений. Сагитталь – как измерение отображает то, что находится у нас впереди (фронт) и то, что находится позади (тыл). Сагиттальное движение – это да (прыжок, хватка, бросок, выпад) и нет (отказ, побег, защита, отстранение). Наше психологическое время – сагиттально, нечто еще предстоит или у нас есть, или уже прошло. Целеполагание - это сагиттальная функция. При этом стоит помнить, что чем дальше расположен объект, тем больше энергии понадобится для его достижения. Все определения цели так или иначе описывают одно действие: выстрел из лука. Подумайте над этой метафорой физически – встав и приняв соответствующую позу, натянув тетиву и выбирая цель. Именно это свернутое движение происходит в психологическом пространстве, когда мы занимаемся целеполаганием. Полет стрелы соединяет нас с целью.

И, наконец, самая трудная для постижения, самая говорливая и неоднозначная координата – горизонталь. «Что такое хорошо и что такое плохо?». Почему полки в супермаркете такие горизонтальные? Горизонталь – это направление выбора. Выстроив ряд, можно уже и выбирать, отличия, кроме сущностных нивелированы. Шеренга – уравнение порядка, основа и начала аналитики. Горизонталь не едина – есть право и есть лево. А это очень разные вещи. Мир асимметричен, даже на микро-уровне. Для нас быть правым, означает получить право на действие – выраженное свое. А пойти налево, слевачить – сделать нечто, понимая, что не прав. Такие вот откровенности языка. Смотрите на право-левую рассадку за столами для совещаний, очень показательные моменты. Когда мы смотрим друг на друга, мое право – это ваше лево. Как же нам договориться? Ведь общее действие невозможно без согласованности. Чем глубже расхождения, тем больше времени надо затратить на разговоры.

Если вы хотите начальствовать – получите должность (вертикаль). Если хотите руко-водить – выставляйте цели (сагитталь) и ведите к достижениям. По-английски будет «lead» - тот самый лидер. Если хотите управлять – получите право на право (горизонталь). Вместе с креслом его не дают. Это уже не геометрия Эвклида, тут подавай Лобачевского.

Вот она, форточка! Если мы знаем координаты внутреннего пространства, то можем ставить в нем точки. Они там не просто математическая абстракция, каждая имеет определенное эмоциональное значение. А в силу нашей человеческой природы – координатная сетка у нас совпадает. А значит, одна точка может иметь схожее значение для разных людей и приводить к схожим действиям. Так у группы людей образуется общее психологическое пространство. В таком случае управление сводится к следующему: получить право на право, обозначить рамки, ввести правила, указать общую цель, согласовать критерии и постоянно удерживать координацию общего психологического пространства. Ницше сказал: «Я верю в танцующего бога». Танцуйте свой танец «вождя» про себя. И никто не вспомнит про бедную муху».