Не на должном уровне находится считавшееся когда-то лучшим высшее образование в России. Троечников - огромное количество. Более того, по заявлению, сделанному ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым, лишь каждый десятый ВУЗ в России "настоящий".

Всего несколько дней назад обсуждался законопроект, увеличивающий на год срок обучения для аспирантов по техническим и естественным специальностям. Закон первое чтение в Госдуме прошел, и подробно о нем мы уже писали. Вопрос несколько в другом, сроки продлить можно, но, где учиться, если, по экспертным заверениям, качественных вузов в России не более 100?

Трудно скрыть, критиковать наше образование есть за что. И на заседании Общественной палаты РФ в среду ректор ВШЭ обозначил несколько важных пунктов.

Первый можно назвать - "о качестве". В своем выступлении Ярослав Кузьминов отметил, что "настоящих" ВУЗов в России не больше 100, "зато 200 находятся в зоне риска". При этом, по данным министерства образования и науки РФ, всего в нашей стране около 1000 высших учебных заведений.

Если подумать, действительно, есть ВУЗы с именем и традиционно считающимся качественным образованием, но есть и небольшие, малоизвестные. Вспомним хотя бы рекламу от некоторых учебных заведений, которой в последние годы пестрят вагоны метро, и которая активно расписывает нам все прелести обучения там. Но в котором из них действительно обучат, а где скорее просто соберут деньги - надо еще разобраться. От себя можем еще добавить небольшой совет для читателей, что при выборе платного ВУЗа, в первую очередь, надо узнать о его аккредитации, а так же том, как долго существует данное заведение, поискать отзывы о нем в Интернете.

Но вернемся к заседанию. Не лучшим образом, по словам Кузьминова, обстоят дела с оценками учащихся. Как сообщает "Интерфакс", ректор ВШЭ отметил, что в 200 из 482 проверенных высших учебных заведениях средний балл для студентов-"платников" - тройка, впрочем, со студентами-"бюджетниками" примерно такая же ситуация. Ко всему прочему проходные баллы выше "тройки с минусом" установили только 43 из 477 проверенных ВУЗов. Г-н Кузьминов подчеркнул, что вряд ли эти троечники смогут в полной мере освоить программу образования.

Хотя, конечно, вопрос о троечниках не столь однозначный. Возможно, кто-то из них, действительно, "не потянет", но ведь не исключено, что кто-то в итоге станет хорошим специалистом.

Да и Ярослав Кузьминов подчеркнул, что высшее образование на 50% не дает "достаточных профессиональных знаний для карьеры", и половина студентов очных отделений работает. По словам ректора, экономике нужно все меньше "узких" специалистов. Существующий сейчас дефицит квалифицированных рабочих составляет около 60%. Зато дефицит офисных сотрудников всего 3%. "Есть дефицит инженеров - до 20% и квалифицированных экономистов и юристов - до 11%", - отметил он.

Не менее болезненный и важный затронутый вопрос о преподавателях. Реальная зарплата педагогов в высших учебных заведениях отличается от желаемой в 2-3 раза. Как пояснил г-н Кузьминов, в Москве она составляет 20-25 тысяч, а "идеальная" - 60 тысяч. И подрабатывают не только студенты, как было написано выше, но и их учителя. Кузьминов подчеркнул, что перегрузка педагогов составляет 46 часов, а зарплата в ВУЗах обеспечивает только 40% дохода.

Еще одной проблемой является недофинансирование университетов. Скажем так, в развитых странах на финансирование высшего образования тратится в 2-5 раз больше средств, чем в России.

Давайте признаемся. Сколько, сколько еще не до конца раскрытых вопросов стоит перед нашим высшим образованием: а его качестве; о бюджетных местах, на которые не так уж просто поступить, даже имея знания, целеустремленность и желание; о стипендиях; о том, как будущим молодым специалистам совмещать работу и учебу; да и о том, как повысить престиж преподавательской работы, и т.д.

По мнению ректора ВШЭ, для решения проблем образования нужно, прежде всего, поддерживать исследовательские университеты. Высказался по этому поводу на заседании и замминистра образования и науки РФ Исаак Калина. Со своей стороны он отметил, что "изменения в образовании имеют правильный вектор, но их скорость намного ниже, чем нужно, чтобы соответствовать потребностям". И подчеркнул, что главная задача - это ускорение этих изменений….