Однажды я спросила своего знакомого, который учился на очном отделении и одновременно умудрялся работать, «Как же у него это получается?»

С хитрой улыбкой на лице он сообщил, что преподаватели это тоже люди и к каждому из них можно найти свой индивидуальный подход. А будет подход, будет оценка, и студенческая жизнь, даже во время сессий, станет легче. После недолгих раздумий я согласилась с ним. Ведь действительно, если задать любому студенту вопрос: - «А какие они, ваши преподаватели?», то многие, а может и почти все, ответят, что они, прежде всего педагоги, которые требуют отличных знаний, усидчивости, прилежания, а иногда и зубрежки. Может в чем-то они и правы, но только не в главном.

Преподаватель глазами студентов – это своего рода тиран, который не знает, как это, быть веселым, бесшабашным студентом. Ему невдомек, что такое студенческая жизнь. Поэтому то, порой так сложно найти общий язык преподавателю и студенту. Особенно, если по какой-то причине, кто-то из них, зачастую студент, не выполняет своих обязанностей. На самом же деле все обстоит не совсем так, а может быть даже и совсем не так, как представляется большинству.

Любой преподаватель это, прежде всего человек, а значит, у него могут быть свои проблемы, болезни, плохое настроение, наконец. И не нужно сбрасывать все это со счетов. Ведь, если у лектора могут быть неотложные дела во время занятий, почему их не может быть у студента? Он это понимает, как и любой другой. Поэтому, иногда, если действительно очень нужно уйти с занятия, можно просто подойти и объяснив причину, отпроситься. Не нужно думать – «он не поймет и не отпустит». Попробуйте поговорить, без наглости и лишней скромности - обычно, душевно, по-человечески. Конечно, слишком частые опрашивания тоже не принесут результата, так как вскоре преподаватель раскусит такого горе-ученика и перестанет идти на встречу. Да и причина должна быть серьезной. Представьте себе учащегося, который, отпрашиваясь, говорит, что ему просто лень сегодня учиться. Как думаете, какая реакция его ожидает? Думаю, пояснять не стоит… Да, и еще, мой вам совет, никогда не ищите причину в вымышленном заболевании. Если вам просто, ой - как не хочется идти на очередную лекцию, то лучше придумайте что-нибудь другое, но не менее правдоподобное.

Кстати хочется сказать, что для многих преподавателей работа не самое главное в жизни, а только одно из главных.

Можно конечно встретить и таких педагогов, которые все свое время, включая и свободное, проводят на работе. Они целиком и полностью отдают себя ей. Но поверьте, таких трудоголиков не очень много, в преподавательском составе их единицы. Это вовсе не означает, что остальные плохо преподают и являются посредственными педагогами, они просто понимают, что в жизни есть еще и другие не менее, а иногда и более, важные вещи.

Если студенты научатся понимать своих преподавателей, как бы не было трудно это сделать, то им станет значительно легче учиться, а значит и получать оценки.

Студенческая жизнь имеет свои законы и привычки, как во время учебы, так и вне нее. Но, если в ней главным правилом станет уважение к любому, даже очень строгому (вредному) преподавателю, то от такого обстоятельства все только выиграют.

Но, это одна сторона медали, есть еще и другая, не менее важная. Все понимают, что каждый человек это индивидуальность, у которого есть свои, отличные от других – характер, стремления, убеждения, принципы… Так разве нельзя использовать их в своих целях. В хорошем понимании этого слова. Разве каждый преподаватель глазами студентов, словно клон, похож на другого? Ведь, нет!

Каждый из студентов видит и понимает, что все они разные и требования у них также отличаются, хоть и имеют общие сходства и конечные цели. К примеру, одни преподаватели хотят, чтобы студенты превосходили их по знаниям, если это происходит, они начинают гордиться ими. Это не стыдно, наоборот почетно. Тут, если вы знаете чуть больше – не скрывайтесь, и не бойтесь указать преподавателю на ошибки или дополнить его. Только важно понимать, как, это сделать – принародно или один на один.

Другим достаточно, чтобы студенты знали только то, что им дают на лекциях и не любят, а иногда и очень болезненно относятся к любой критике, даже очень справедливой. В таком случае, если вы знаете больше или видите, что преподаватель ошибся, не стоит доказывать свою правоту, как бы сильно вам этого не хотелось. Сделаете только хуже. Сдержитесь и промолчите, возможно, у педагога просто неудачный день и он оговорился. А может, у него болит голова и мысли как говорится, разбегаются. Не судите строго! Помните, ошибиться может каждый. Конечно, если эта ошибка повторяется 2-3 раза и больше, то возможно преподаватель заблуждается, и вы можете и даже наверняка должны его поправить. Только сделать это необходимо ненавязчиво, в очень мягкой форме. Не доказывая свою правоту и ни в коем случае не старясь уличить его в незнании. И естественно с глазу на глаз. Задайте вопрос, в котором будет звучать правильный ответ и дайте преподавателю возможность уйти от ответа, чтобы разобраться с этим позднее. Он выяснит, правильные факты и будет вам благодарен.

Есть еще и третьи, которым вовсе, не важно знаете ли вы пройденный материал хорошо или усвоили его лишь поверхностно. Возможно, они понимают, что вы далеки от понимания этих знаний, а может быть, осознают, что, скорее всего они нужны вам лишь для общего развития и не имеют такого важного значения для профессии как другие. Но это вовсе не означает, что на их лекциях можно спать или болтать без дела. Даже, если вам не интересно и по большому счету не нужно, то, что говорит педагог, то показывать это, значит выражать неуважение к труду другого человека. А разве такое может понравиться?

Студенческая жизнь весела, интересна и разнообразна, но если учащиеся научатся понимать своих педагогов, то она будет еще и достаточно легка! Преподаватель глазами студентов – собеседник способный понять и помочь. Вот правильная формулировка!

Текст: Татьяна Калинина