В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

* подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;

* сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.;

* собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Выбирая курс в сети, можно проверить его полезность для своей жизни, обращая внимания на следующие важные тезисы сознательности обучения. Ведь задача учителя в сети, не только написать курс, а сделать его доступным для сознательного обучения любого человека, любого возраста. В сети, как раз и больше продаваемы те курсы, которые повышают осознанность жизни. Примеры здесь

Далее перечень критериев, по которым можно определить, повысит тот или иной курс личную осознанность или нет:

1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения.

2. Обучение должно быть так выстроено, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. То, что неизвестно еще, логически должно увязываться с уже известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

4. Возможность создания для учащихся ситуаций, которые требовали бы от них поиска и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.

5. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

6. Важно давать возможность находить и различать главное и второстепенное в изучаемом материале, выделять главное, добиваться прежде всего понимания и усвоения главного.

7. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.

8. Понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения, поэтому необходимо, как можно чаще, использовать вопрос «почему».

9. Успех придет там, где все, что преподается, так обосновано доказательствами и аргументами, что не остается места ни сомнению, ни забвению.

10. Не стоит забывать, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

11. Обучение качественное тогда, когда знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.

12. Творческое мышление должно стать неотъемлемой частью обучения. Постановка всесторонних творчески-познавательных задач усиливает интерес к обучению