В 2009 году рынок PR-услуг в России упал примерно на 40%, тогда как в Европе колебание составило от 10 до 30%. К такому выводу пришли эксперты агентств сети ECCO International PR Network, объединяющей 34 агентства из стран Европы, Азии и Африки, на конференции в Вене. Участники также отметили тенденцию ухода российских заказчиков от PR-агентств, многие из которых были вынуждены приостановить свою деятельность.

В то же время была отмечена тенденция увеличения количества иностранных клиентов. Президент консалтинговой компании "Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями" Юлиана Слащева также отметила, что в последний год с кризисом серьезно возрос поток иностранных клиентов. "Возможно, это стало следствием ухода с рынка небольших агентств, которые работали с западными компаниями", - предполагает она. "Западные компании всегда умели считать деньги, и именно поэтому изменения к худшему в этом сегменте клиентов ощущаются меньше всего", - полагает гендиректор агентства Edelman Imageland Дмитрий Кантор.

С кризисом видоизменилась и схема оплаты услуг агентств, считают в ECCO. Сегодня все больше заказов идет не на абонентское обслуживание, а на конкретные проекты. Это мнение разделяет и Юлиана Слащева: "Эта тенденция стала заметна уже с прошлого года. Компании стали не меньше, а скорее четче тратить на решение конкретных задач". Однако Дмитрий Кантор уверен, что абонентское обслуживание пострадало меньше, поскольку для клиента эта схема работы менее затратна: "Разовые проекты, как правило, стоят больше, абонемент же, как "пакетная услуга", обеспечивает выполнение тех же работ по более низкой цене".

Г-н Кантор считает, что в отношении российского рынка уместно говорить не о "драматическом падении" рынка, а о сокращении бюджетов, выделяемых на PR, причем только в нескольких секторах: финансы, автомобили, страхование. "Компании - клиенты PR-агентств стали более требовательными и начали более бережливо относиться к бюджетам. И для дальнейшего развития рынка это только хорошо", - заключил эксперт.