Резкое повышение тарифов на ОСАГО в апреле этого года, хоть и было ожидаемым, серьезно обеспокоило многих отечественных автомобилистов. Почти все страховщики из топ-10 по сборам ОСАГО за 2014 год, кроме СК «Росгосстрах», воспользовавшись тарифным коридором, подняли цены на полис до максимально возможного уровня — на 60% — в большинстве регионов. Правительство со своей стороны, понимая, что в тяжелой экономической ситуации покупка полиса серьезно бьет по карману малоимущих граждан, предложило сделать для них серьезную скидку.

Минфин РФ спустя месяц после введения новых тарифов на ОСАГО предлагает сделать тарифы более гибкими. Напомним, что с 12 апреля базовую стоимость полиса, уже повышенную осенью 2014 года, повысили еще раз. При этом страховым компаниям предоставили право самим определять стоимость страховки в каждом регионе, разрешив увеличить цену в коридоре от 40 до 60%. Учитывая, что в каждом регионе ко всему прочему действует еще и свой коэффициент, в некоторых областях реальная цена полиса ОСАГО для водителей выросла вдвое.

Предложение Минфина может быть следствием того, как крупнейшие страховщики повели себя после объявления новых тарифов.

Оказалось, что почти все компании из топ-10 страхового рынка подняли в подавляющем большинстве регионов цены на максимально возможные 60%, до 4118 руб. Некоторые из них подняли цены до этой отметки во всех без исключения регионах, а другие сделали небольшую «поблажку» для отдельных субъектов, например для Калининградской области, Приморья и Сахалина.

Единственным исключением стал «Росгосстрах». Компания, напротив, почти везде зафиксировала тарифы на минимально возможном уровне. Впрочем, в некоторых регионах, например в Москве, они выросли сильнее, но все равно на общем фоне страховщик выглядит настоящей «белой вороной».

На такой шаг «Росгосстрах», как заявил его генеральный директор Дмитрий Маркаров, пошел по соображениям социальной ответственности.

В прошлом году рост договоров по ОСАГО у компании составил сразу 38%, а общая рыночная доля приблизилась к 40% — это примерно 15 млн водителей. Поднять тариф сразу на 60% компания с таким портфелем не решилась практически ни в одном регионе.

Скидка, о которой размышляют в Минфине, позволит значительно увеличить количество водителей, которые могут получить льготы. «По нашим оценкам, некоторые категории малоимущих граждан являются безопасными водителями. Например, у пожилых водителей большой опыт вождения и они водят довольно аккуратно. Водители из многодетных семей тоже водят скорее аккуратно», — считает замминистра финансов Алексей Моисеев.

В настоящее время скидка 50% (вторая половина компенсируется из бюджета) действует для инвалидов и их детей. Чиновники же посчитали, что тарифный коридор должен быть более гибким, что позволило бы снизить стоимость полиса, например, для пенсионеров или многодетных семей.