Правительство готовит новую программу по утилизации старых автомобилей. В обмен на старую машину автовладелец сможет получить существенную скидку на покупку новой, но только произведенной в России. Эксперты уверены, что решение о господдержке благотворно повлияет на отечественный авторынок, который сейчас переживает серьезный кризис.

Министерство промышленности и торговли РФ после трехлетнего перерыва планирует возобновить программу утилизации старых автомобилей. Соответствующий документ будет разработан в интересах поддержки отечественного автопрома. Об этом сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров на встрече с главами профильных региональных министерств.

«Механизм финансирования процесса утилизации планируется сделать возвратным. Мы намерены согласовать это с Минфином, чтобы такое решение было принято правительством не за счет бюджетных лимитов, как это часто бывает, а за счет дополнительных источников финансирования», — пояснил Мантуров.

По словам министра, программа утилизации будет распространяться сразу на несколько отраслей промышленности. Предполагается, что после согласования в документ будет возможно вносить изменения в зависимости от конъюнктуры рынков.

Подтверждением серьезности намерений Минпромторга может стать заявление главы ведомства во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в понедельник. Мантуров сообщил главе государства, что российский автопром «испытывает определенные осложнения». «На 2,5% за полгода упало производство легких автомобилей, легковых автомобилей, — заявил министр. —

Наиболее серьезно сегодня упал объем производства по легким коммерческим грузовикам и автобусам. Больше всего по легким коммерческим, поскольку использовали их в основном в малом и среднем бизнесе.

Из-за недоступности кредитных ресурсов предприятия не имеют возможности часто обновлять автомобильный парк».

При этом близкие к Минпромторгу источники сообщили «Газете.Ru», что детали программы пока находятся на стадии обсуждения. Неизвестны конкретные сроки запуска программы и размер суммы, которая будет направлена на ее реализацию.

Тем не менее источник в ведомстве выразил уверенность, что утилизационная программа обязательно будет запущена.

Напомним, что предыдущая федеральная программа утилизации, позволявшая автовладельцам сдать свой старый автомобиль и получить взамен скидку на покупку нового, действовала с 1 января 2010 года до 31 декабря 2011 года. Изначально планировалось, что программа должна продлиться до декабря 2010 года, но она стала пользоваться такой популярностью, что власти решили продлить ее еще на два месяца.

На реализацию программы из бюджета было выделено свыше 16 млрд руб. Благодаря ей уровень производства легковых автомобилей только в 2010 году составил порядка 1,2 млн штук (+101,4% к 2009 году),

грузовых автомобилей – 70,9 тыс. штук (+74,5% к 2009 году), автобусов – 13,8 тыс. штук (+23,6% к 2009 году), легких коммерческих автомобилей – 112,1 тыс. штук (+51,0% к 2009 году).

Требования к автомобилям, участвующим в программе, были жестко определены Минпромторгом. Так, допускались только машины разрешенной полной массой не более 3,5 тонн, возрастом не менее десяти лет. При этом транспортное средство должно было находиться в собственности у автовладельца не менее одного года. Владелец утилизируемого автомобиля должен был привезти его к дилеру, ведущему прием утилизируемых автомобилей, и на месте оплатить стоимость утилизации машины в размере 3 тыс. руб. После чего выдавался сертификат на скидку в размере 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля.

Выбор автомобиля был строго ограничен списком Минпромторга. В частности, в него попал весь модельный список Lada, Renault Logan и Sandero, ряд моделей Chevrolet, Fiat, Ford, Skoda, Volkswagen и продукция других автопроизводителей с высоким уровнем локализации.

По данным Минпромторга, лидером среди наиболее популярных автомобилей, приобретаемым по госпрограмме утилизации, стала продукция «АвтоВАЗа». На долю автомобилей Lada пришлось более 80% продаж.

Среди иностранных брендов оказалась наиболее востребована модель Renault Logan.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов уверен, что, в случае запуска, программа по утилизации автохлама окажет положительное влияние на результаты продаж. По его оценке, государство будет компенсировать автовладельцам от 50 тыс. до 100 тыс. руб. при покупке нового транспортного средства.

«Пока неизвестны параметры стимулирующей программы, но опыт работы аналогичных программ в других странах мира, а также российский опыт позволяют сказать, что подобные меры положительно сказываются на динамике рынка, — рассказал Беспалов «Газете.Ru». — По моей оценке,

сумма, которую государство будет готово компенсировать автовладельцам, должна быть выше 50 тыс. руб., но не более 100 тыс. руб.

В список, как и в прошлый раз, попадут автомобили, которые производятся в России, главным образом бюджетные модели, но будут и представители среднего класса. В список участников обязательно запишут «АвтоВАЗ», Renault, Volkswagen, Skoda, отметятся также и корейские марки. Главным отличием программы станет то, что в нее попадут не только легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт, но также грузовики с автобусами. Субсидироваться будет весь спектр доступного автопарка».

По оценке эксперта, оптимальным временем запуска программы станет осень текущего года.

В свою очередь, первый вице-президент ГК «Автоспеццентр» Алексей Тузов сообщил «Газете.Ru», что на данный момент в России эксплуатируется более 15 млн автомобилей старше 10 лет. При этом он уверен, что у государства не будет возможности компенсировать покупателям свыше 50 тыс. руб.

«Государство вряд ли сможет выделить больше 50 тыс. руб. за утилизацию одной машины, — сообщил Тузов «Газете.Ru». — Для Москвы сумма, конечно, небольшая, а вот в регионах программа будет пользоваться популярностью. Мы все ожидаем экономического роста в 2017 году, и если государство поддержит нас уже сейчас, с 2014 по 2017 годы, мы будем очень благодарны». По оценке Тузова, запуск программы утилизации автохлама произошел весьма своевременно. «Это позволит поддержать российский авторынок в период затишья – стимулировать продажи и способствовать обновлению автопарка, — считает Тузов. — Господдержка особенно актуальна для сегмента коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж».

Отметим, что, согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июне в России было реализовано 199 398 новых автомобилей — это на 17,3% меньше по сравнению с этим же месяцем 2013 года. В целом с начала года потери составили уже 7,6%. Всего за шесть месяцев было продано 1,23 млн единиц.