Президент Владимир Путин распорядился оказать финансовую помощь ОАО «АвтоВАЗ». Об этом его попросил недавно назначенный глава предприятия швед Бу Андерссон. Правительство вернет программу льготного автокредитования в отношении продукции компании, а также окажет помощь заводу в решении экологических проблем.

«АвтоВАЗ», чьи продажи в последнее время заметно падают на фоне стагнации рынка, уже в ближайшее время может значительно улучшить свое положение. После визита президента Владимира Путина в Самарскую область было принято решение продлить для предприятия программу льготного автокредитования, которая успешно действовала для всего отечественного автопрома до конца 2013 года.

В ходе совещания с министрами и руководством области к Путину за финансовой поддержкой обратился глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. Президент поинтересовался мнением главы Минпромторга Дениса Мантурова, который доложил, что решение об оказании помощи предприятию уже согласовано в рабочем порядке с Минфином и Минэкономразвития.

«Это пролонгация постановления правительства, которое дает право субсидировать процентные ставки по кредитам в 2014 году», — сказал министр.

Напомним, что соответствующая госпрограмма по поддержке отечественного автопрома действовала уже дважды. Первый раз она стартовала в 2009 году и продлилась до декабря 2011 года. За период действия программы было получено 450 тыс. льготных автокредитов, что составило треть всех выданных на покупку автомобилей кредитов.

Программу возобновили в июле 2013 года из-за экономических трудностей автопредприятий. Предполагалось, что программа продлится до 1 апреля 2014 года, а по результатам промежуточных итогов возможно было ее продление до конца года. Однако в конечном итоге программу закрыли уже в декабре 2013-го: выделенные на ее реализацию деньги закончились. В общей сложности было оформлено 248 тыс. льготных автокредитов.

В ходе совещания президент поинтересовался мнением министра финансов Антона Силуанова. Тот не стал торопиться с обещаниями, поскольку точка еще не поставлена, финансовые оценки согласовываются. «Если это будет посильно для бюджета, конечно, мы пойдем на это предложение», — сказал Силуанов.

«Надо помочь АвтоВАЗу», — подытожил Путин.

Стоит отметить, что в этом году российские автопроизводители, дилеры и даже депутаты Госдумы уже не один раз просили Минпромторг снова возобновить программу, однако в правительстве на это отвечали отказом, мотивируя отсутствием средств.

Согласно условиям самой программы льготного автокредитования, покупателям недорогих отечественных автомобилей государство компенсировало две трети от ставки рефинансирования ЦБ (на данный момент — 8,25%).

Кроме того, на совещании Путин по просьбе Андерссона поручил помочь «АвтоВАЗу» и в решении экологических проблем, в частности в устранении последствий загрязнения на территории, занимаемой предприятием.

«Андерссон здесь ни при чем. Когда он пришел, все уже было загрязнено», — отметил Путин. В ответ глава Минпромторга пообещал, что правительство поможет предприятию.

По мнению генерального директора «Автостат» Сергея Целикова, вероятность того, что программа льготного госкредитования будет возвращена только для одного российского автопроизводителя, крайне невелика.

«На 99% уверен, что этого не произойдет, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Целиков. — Если государство станет поддерживать исключительно «АвтоВАЗ», то можно просто уходить из автомобильного бизнеса.

Нет никакой логики в том, чтобы возобновлять программу исключительно для «АвтоВАЗа»: должны быть единые условия для всех российских производителей, которые вложили в экономику России не меньшие средства.

«Программа льготного кредитования доказала свою эффективность, но возобновлять ее резонно только для всех автопроизводителей», — резюмирует эксперт.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов также полагает, что на возобновление программы для одного-единственного автопроизводителя на уровне федерального правительства нереально.

«Будет сложно объяснить, почему дискредитируются другие автопроизводители. При этом на региональном уровне могут принять любую программу, — рассказал «Газете.Ru» эксперт. —

Если же программу утвердят на федеральном уровне, то другие автопроизводители, безусловно, начнут жаловаться в соответствующие органы на то, что правительство создало неравные условия для компаний на рынке».