Уже, казалось бы, затихшая и устаканившаяся история вокруг ТО грозит «вспучиться» вновь. Честь раздуть уже остывшие угли досталась Калининградской и Мурманской областных дум.

Региональные законотворцы внезапно предложили коллегам с московского Охотного ряда отобрать функции контроля за техосмотром транспортных средств и отдать его некому Российскому союзу организаций по контролю и диагностике транспортных средств – организации «операторов техосмотра».

Строки обращения, цитируемые «Агентством страховых новостей», потрясают накалом страстей и перлами орфографии. Инициаторы изменений считают, что ныне действующий закон о техосмотре контроль за ним «фактически передан профессиональному союзу страховщиков, страховые компании которые за неисполнение своих полномочий, не несут никакой ответственности»!

Опираясь на неизвестно откуда взятые данные, калининградско-мурманские авторы послания утверждают, что сейчас техосмотр проходит только 20% всего автопарка. Как бы подразумевая, что «вот раньше ТО по-честному проходили все 100% автомобилей». Что, как мы знаем, на самом деле не имеет абсолютно никакого отношения к действительности. Далее региональные думцы ссылаются на статистику, утверждающую, что с 1 января 2012 по 31 декабря 2013 года «резко возросла аварийность, связанная с технической неисправностью транспортных средств». По данным, приведенным в пояснительной записке, в 2012 году число погибших в ДТП, произошедших по причине эксплуатации неисправных автомобилей, выросло по сравнению с 2011 года на 21,6%, а раненых – на 3,5%. За 2013 год число погибших в таких ДТП выросло на 27,3%, раненных – на 52,2%.

Проценты роста выглядят устрашающе. Но только если не знать, в каких единицах они исчисляются. Хотя на самом деле, доля ДТП по причине неудовлетворительного состояния машин среди всех аварий в 2013 году не превысила даже 0,8% – это даже меньше величины статистической погрешности! При чем тут ТО, если в автопарке России больше половины машин – старше 10 лет?! Никакое ежегодное ТО не гарантирует, что эта ржавая рухлядь в любой момент не выкинет какой-нибудь предательский фокус на дороге. И да, с каждым годом эти «помойки» по всей стране стареют и все чаще ломаются на ходу. Естественно, что при этом растет аварийность из-за по причине «неудовлетворительного технического состояния»!

В данной ситуации интересен ответ на другой вопрос: с какого это рожна мурманские и калининградские облдепутаты вдруг «возбудились» именно на неисправные машины? Ведь это далеко не самая страшная угроза безопасности на российских дорогах. Куда опасней плохое состояние не машин, а самих дорог! Цифры говорят сами за себя: в 2013 году из-за неисправных машин произошло 1 541 аварий, а из-за плохих дорог – 53 080. В 34 раза больше! Какое, к черту ТО, когда ухабы являются самым главным источником проблем на отечественных направлениях?! За пять месяцев этого года доля ДТП из-за неисправностей машин среди всех аварий составила 0,9%, а из-за плохих дорог – рекордные 35,1%. Но это обстоятельство для законотворцев Калининградской и Мурманской областей с их раздолбаными дорогами, похоже, будет абсолютной новостью.

В этой связи, как не вспомнить, прошлогодние и позапрошлогодние стенания тех самых «операторов техосмотра», писавших слезливые письма во все возможные инстанции с кляузами на страховщиков. Вплоть до первого вице-премьера Игоря Шувалова.

«Операторы ТО» в данном случае больше всего напоминают обманутых вкладчиков, которых в строгом соответствии с законом оставили с носом ловкачи-страховщики. А теперь эти «вкладчики» обивают пороги всяческих инстанций пытаясь отыскать какую-то там правду...

Когда затевалась та самая «реформа системы ТО» (вместо давно назревшей отмены этого бессмысленного пережитка советской системы), наивные ребята-операторы обрадовались и решили, что тоже могут поучаствовать в разделе денежного «пирога» ТО, выдернутого из цепких лапок ГИБДД.

Ведь все заинтересованные люди давным давно прекрасно знали, что по причине неисправного состояния машин происходит ничтожное количество аварий. И ежегодный «техосмотр» повседневного нормального технического состояния машины не гарантирует. Другими словами, вся эта система «принудительного техосмотра» – не более чем повод вытянуть из автовладельцев лишнюю «копеечку». И «операторы ТО», решив подсуетиться и подставить ладошки под этот денежный дождик, понакупили оборудования, создали свое «сообщество» и стали ждать, когда им в руки потекут денежки – по самым скромным экспертным оценкам, не менее 5,6 млрд рублей в год.

За такую денежную «котлету», сами понимаете, стоит побороться. И, похоже, борьба идет: это ж как надо постараться, чтобы депутаты аж сразу двух регионов массово прониклись сочувствием к бизнес-интересам «операторов ТО»?