Дорожники должны нести персональную ответственность за состояние дорог при аварийных ситуациях. С такой инициативой выступил активист Константин Сдобнов, начавший сбор подписей в ее пользу на сайте «Российской общественной инициативы». Если идею в течение года поддержат 100 тыс. водителей, она будет рассмотрена в правительстве РФ.

В понедельник на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) появилось инициатива о закрепление в ПДД РФ ответственности чиновников за состояние дорог при аварийных ситуациях.

«На сегодняшний день в ПДД никак не обозначена ответственность органов исполнительной власти и коммунальных служб, обслуживающих дороги, за их состояние, — говорится в тексте инициативы. — Пунктом 10.1 ПДД вся ответственность накладывается на водителя транспортного средства. При этом уже неоднократно в России происходили автомобильные аварии, в том числе с человеческими жертвами, по причине недобросовестного отношения соответствующих чиновников и служб к своей работе. Во всех подобных случаях виновными были признаны водители транспортных средств, а чиновники и дорожные службы не понесли никакого наказания».

Автор инициативы считает, что, в случае ее принятия, у чиновников дорожных служб повысится ответственность за состояние дорог, снижение числа аварийно-опасных ситуаций и, как следствие, ДТП.

В пункт 10.1 ПДД РФ предлагается внести следующее дополнение: «Руководители дорожных служб и органов исполнительной власти, ответственных за содержание дорог, обязаны обеспечивать аварийную безопасность для движения автомобилей с установленной скоростью и несут персональную ответственность за техническое состояние дорог и свои действия (бездействие), которые привели или заведомо могли привести к созданию аварийно-опасной ситуации на дороге».

«У нас в последнее время при разбирательстве в ДТП почти никогда не учитываются факторы дорожного покрытия, качества эксплуатации дороги, — рассказал «Газете.Ru» автор инициативы, москвич Константин Сдобнов.

– И по пункту 10.1 ПДД вся ответственность всегда накладывается на водителя. И суд не интересует, что человек ничего не нарушал и ехал по всем правилам. Это неправильно. Если у нас дорога с глубокими выбоинами или ее поливают в мороз, или там нет нужных знаков и разметки, то почему за чужую халатность должны отвечать автомобилисты?»

По мнению Сдобнова, случаи привлечения дорожников к ответственности случаются, но они чрезвычайно редки. «И то речь, как правило, о высокопоставленных водителях. В этом случае дорожников, конечно, сделают виноватыми. Но простым людям на такое отношение со стороны закона рассчитывать не приходится, — считает он. – Хотя если такая практика, пусть даже единичная, есть, то я не понимаю такого избирательного подхода».

Автор инициативы рассчитывает, что его инициатива соберет нужные 100 тыс. голосов. «Водителей у нас много, если подключатся блогеры, СМИ, то шансы есть. Думаю, с этим сталкивались очень многие водители, поэтому они меня поддержат, — отметил Сдобнов. –

Внесение изменений в ПДД это только первый шаг, потом нужно менять и КоАП РФ и УК РФ. Но именно на ПДД ссылаются все суды, которые винят в авариях водителей независимо от того, кто на самом деле виноват».

Если общественная инициатива наберет 100 тыс. подписей, она должна быть рассмотрена на федеральном уровне. Срок сбора подписей ограничен одним годом и закончится 12 мая 2015 года.

«Чиновники могут делать все, что они хотят, потому что пункт 10.1 наших ПДД в любом случае сделает виновным водителя. Получается, что автомобилист должен быть готов не только к погодным условиям, но и к человеческому фактору, — согласен со Сдобновым координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – Это не очень справедливо, и эта правильная инициатива должна отделить погоду от человеческого фактора, когда авария происходит именно из-за дорожников. Например, все помнят случай с ДТП 50 машин на Северянинском мосту из-за внезапного обледенения осенью прошлого года. При этом напомню, что в тот день по этой же причине была и одна смертельная авария. Отвечать за нее пришлось не тем, кто отдавал распоряжение о поливе, а водителю, который внезапно оказался на ледяном катке».

Как и Сдобнов, Шкуматов считает, что случаи привлечения к ответственности дорожников единичны и связаны исключительно с высокопоставленным статусом попавшего в ДТП водителя или пассажира.

Одним из наглядных примеров «двойных стандартов» Шкуматов и Сдобнов считают иск от МВД Чувашии к дорожникам Татарстана. В сентябре 2011 года глава ведомства Сергей Семенов вместе с супругой попал в ДТП на служебном BMW. Его водителя ослепила встречная машина, после чего автомобиль министра наехал на песчаную насыпь и перевернулся. В итоге ведомство Семенова отсудило у казанских дорожников около 850 тыс. руб. При этом в еще более очевидной ситуации с аварией на Северянинском мосту, политом в заморозки по решению чиновников мэрии, виновными признали только водителей.

«Ответственность дорожников к пункту 10.1 ПДД не имеет никакого отношения. И никакую ответственность в ПДД нельзя закрепить – для этого есть КоАП РФ и УК РФ, — заявил «Газете.Ru» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Тут максимум, что можно сделать, – написать: товарищи дорожники, не наглейте, помните, что вам грозит уголовная ответственность. Но дорожники не читают правила дорожного движения».

«ГИБДД может выписывать дорожным службам штрафы за ненадлежащее содержание дорог. Но у этих организаций есть заложенные в бюджете лимиты на такие штрафы, поэтому иногда им это даже на руку.

ГИБДД их страшно не любит, так как управы на них нет. 300 тыс. руб. штрафа для дорожной службы как для вас обертка от мороженого», — считает правозащитник.

«Около 30% от общего числа ДТП в России, по официальным данным ГИБДД, происходит по причине ненадлежащего содержания дорог.

Это не только ямы, но и стертая разметка, и криво установленные знаки, и многое другое, — уверен Травин. — ГИБДД мало учитывает этот фактор при определении виновника аварии, так как дорожников оштрафовать сложнее и взяток они не дают. Поэтому ситуация изменится только тогда, когда ГИБДД проявит волю – будет закрывать дороги, признавая их непригодными к эксплуатации».

Ранее 100 тыс. подписей уже набрала инициатива Петра Шкуматова о запрете автомобилей со спецсигналами. Ожидается, что специальная комиссия при правительстве РФ рассмотрит ее 14 мая.