От неминуемого падения российский рынок спасет программа льготного кредитования – к такому выводу пришли специалисты компании PricewaterhouseCoopers, которые тем не менее скорректировали годовой прогноз автомобильных продаж в России с плюса на минус. Впрочем, уровни кредитных продуктов в России и развитых странах пока не сопоставимы, считают в PwC: за рубежом ставки по кредиту даже без учета специальных программ в несколько раз ниже, чем в России.

Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers представила свой официальный прогноз автомобильных продаж в России на 2013 год. Презентация состоялась в Москве 30 июля.

В организации отметили, что продажи автомобилей на ключевых рынках Европы и Азии сокращаются, а в Америке, наоборот, растут. Так, в Евросоюзе (-6,6%), России (-6%), Индии (-16%) и Японии (-8,5%) машины в минувшие шесть месяцев стали покупать реже, а в США (+7,5%) и Бразилии (+4,8%), наоборот, чаще. Основными причинами спада названы трудная экономическая ситуация и высокая стоимость владения автомобилем. Высокий спрос формируют помощь властей, а также доступное автокредитование. Последний пункт для России имеет критическое значение, следует из отчета PwC.

В большинстве стран лучшими методами стимулирования потребительского спроса являются госпрограммы по утилизации, а также снижение налоговой нагрузки при покупке более экологичных и экономичных моделей. Программы льготного автокредита за рубежом попросту не нужны, рассказывают в PwC. В развитых странах, например США и Великобритании, ставки рефинансирования по автокредитам минимальны и составляют 0,5–0,7%, тогда как в России этот же показатель равен 3%. В этой связи эксперты PwC наглядно демонстрируют, как это влияет на рынок: в России в кредит купили 43% машин, а в США и Великобритании – 83,4 и 74% соответственно.

С учетом введения новой программы льготного автокредитования в России, которая начала работать с 1 июля 2013 года, в PwC прогнозируют сокращение продаж машин на 1,5–3% по результатам года (2,7 млн автомобилей в целом).

Напомним, в январе организация говорила о 5-процентном росте по итогам 2013 года, но в середине года прогноз стал отрицательным – 6-процентное сокращение. Известия о возобновлении льготного кредитования позволили создать более оптимистичную картину.

Власти объявили о старте новой программы льготного кредитования в середине июля, то есть когда она уже действовала. По ней покупатели могут купить в кредит (на срок не более 36 месяцев) машину не дороже 750 тыс. рублей. О важности этой меры неоднократно заявляли участники рынка и эксперты.

«Развитость и состояние рынка автокредитования является важнейшим фактором роста авторынка. В настоящее время российский финансовый рынок пока еще не может предложить покупателям автомобилей набор кредитных продуктов и стоимость, сопоставимую с показателями развитых стран. Это является одним из сдерживающих факторов для дальнейшего роста российского авторынка», – считает старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко.

В организации считают, что программа льготного кредитования является необходимой и своевременной мерой государственной поддержки, которая сможет удержать рынок и его участников от падения.

«Необходимо учитывать, что эта мера носит, как правило, временный характер; в России требуется системное развитие финансового сектора и экономики в целом. Кроме того, важно наличие налоговых льгот и утилизационных схем, которые в России пока также не предусмотрены», — отметил Сергей Литвиненко.

Специалисты компании предполагают, что уровень выдачи льготных автокредитов во второй половине 2013 года может колебаться от 20 до 30 тыс. автокредитов в месяц, что приведет к увеличению объема продаж машин в рассрочку по результатам 2013 года на 80–120 тыс. автомобилей.

В PwC напомнили, что с середины марта 2012 года в России наблюдалось замедление темпов роста продаж, а с марта 2013 года продажи стали снижаться.

«По результатам первого полугодия 2013 года продажи легковых автомобилей в России снизились на 6% в штучном выражении (1,25 млн машин) и на 4,7% ($32,6 млрд) в денежном выражении, что во многом объясняется постепенным схождением на нет эффекта отложенного спроса, который активно проявлялся в посткризисный период. Помимо этого неопределенность ситуации в экономике стран ЕС и, как следствие, России, удешевление рубля и высокие ставки по кредитам сказываются на снижении потребительской активности населения», – говорится в отчете организации.

В компании также сделали акцент на том, что продажи импортных машин и автомобилей российских брендов сократились на 12% и 13% соответственно, тогда как иномарки российского производства стали покупать чаще: рост составил 1,7%. Еще одним важным наблюдением стал рост продаж премиальных брендов на фоне общего сокращения рынка в России. Так, свои позиции в текущем году укрепили марки Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus, Infiniti, Jaguar и Land Rover.