Жителям крупных городов России хотят запретить пользоваться личными автомобилями. Пока что это лишь комментарий к новому законопроекту об организации дорожного движения, предложенный заместителем министра транспорта России Николаем Асаулом. И, хотя депутаты уверяют, что речь вовсе не идет о тотальном запрете, понятно, что с какими-то ограничениями жители обеих столиц все же столкнутся.

Парламентарии утверждают, что Асаула неправильно поняли. «Такого в законопроекте нет, - заявил Business FM депутат от «Единой России» Евгений Москвичев. - Я знаю, что Минтранс готовит проект закона об организации дорожного движения в городах, населенных пунктах. Но это комплексная система, а не ограничения. Они просто дают зеленую улицу движению транспорта общего пользования».

Однако, как показывает опыт, «комплексная схема» вовсе не панацея от ограничений: выделенные полосы для общественного транспорта, отнявшие у водителей целый ряд, были введены как раз, чтобы дать «зеленую улицу» общественному транспорту. И программа платной парковки в центре Москвы также осуществляется в рамках комплексного подхода к решению транспортной проблемы.

Как заявил Autonews.ru член правления НП «Московские областные автошколы» Владимир Виноградов, вопрос даже не в том, нужны городу подобные нововведения или нет, а в том, что у нас они вводятся чересчур поспешно: «Частичный запрет на пользование личным автотранспортом много где в мире используется. Даже в условиях, скажем так, более демократичных, чем у нас, это не считается таким уж большим наступлением на права граждан. Так что теоретически это возможно. Но даст ли это практический эффект в наших условиях?».

«Дело в том, что наши чиновники реализуют свои задумки без должной проработки – вот им кажется, что так правильно, и все тут. А что лежит в основе этого проекта? Статистические данные? Анализ транспортных потоков? Или это просто личное мнение чиновника? Если так, то позвольте усомниться, что оно единственно правильное. До тех пор, пока публике не предоставят серьезные расчеты, все это просто слова», - заключил эксперт.

Документ будет представлен в Госдуму до конца года. Как сообщает зампред комитета по транспорту Александр Старовойтов, отнюдь не все представители «Единой России» намерены поддержать его. По его словам, заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов выступает против подобных запретов.

Ранее мэр столицы Сергей Собянин высказался против введения платного въезда в центр города. Он назвал проект «нереальным, избыточным и плохо контролируемым». По его словам, несправедливо разделять жителей центра и окраин – это порождает социальную напряженность в обществе. При этом мэр заявил о необходимости ограничить въезд в центр города иными способами.

Отметим, что власти многих мегаполисов, страдающих от избыточного трафика, стараются как-то обуздать автомобилистов. Так, например, в Греции действует правило «чет-нечет» - машины могут заезжать в центр Афин только по «своим» дням, которые определяются четным или нечетным номером. Схожая система действует в Бразилии: центр города в понедельник открыт для тех автомобилей, чьи номера заканчиваются на 1 или 2, во вторник – 3 и 4, и так далее.

Так же за рубежом широко применяется «зонирование» городской территории – доступ личного автотранспорта может быть ограничен в историческую часть или зону наибольшей деловой активности. Причем, речь идет не о прямом запрете, а о введении ряда условий, которые делают общественный транспорт предпочтительным (плата за въезд, ограничение скорости, запрет парковки вдоль улиц).

Подобные заградительные меры никогда не пользовались любовью у населения. Даже сознательные европейцы протестовали против покушения на их право пользоваться автомобилями. Так, например, жители Лондона высказались за отставку мэра, после того как он ввел платный въезд в центр. Однако спустя три города более 80% лондонцев поддержали эту меру.