С 1 июля количество мигалок сократится с 965 до 569. Больше всего маячков сохранят за чиновниками силовых ведомств. Несколько официальных лиц уже заявили о готовности отказаться от спецсигналов, однако большинство высокопоставленных чиновников продолжат ездить с мигалкой. О том, как номенклатура готовится к сокращению маячков, читайте в материале «Газеты.Ru».

В воскресенье, 1 июля 2012 года, вступает в силу указ «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства». Документ, который 19 мая нынешнего года подписал президент, регламентирует сокращение числа мигалок на 396 штук – с 965 до 569. Имеются в виду машины, у которых нет цветографических схем и которые не относятся к спецслужбам.

Мигалки сохранятся у всех лиц, которым по статусу положена государственная охрана. Это президент, председатель правительства, председатель Госдумы, глава Совета федерации, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, председатель Высшего арбитражного суда и генеральный прокурор.

Согласно закону «О государственной охране» президент может предоставить госохрану и другим лицам – таким образом спецсигнала удостоился патриарх.

Мигалки сократят практически во всех ведомствах. В администрации президента число маячков сократится с 50 до 20, в правительстве с 35 до 20, в Совете федерации с 6 до 5, в Госдуме с 12 до 8.

Больше всего спецсигналов сохранится за силовыми ведомствами. В Генпрокуратуре и Следственном комитете вместо 65 их станет 42 (у СК будет 12 мигалок). У чиновников МВД количество спецсигналов сократится с 173 до 100 штук, у ФСБ – с 230 до 197. Госнаркоконтроль «похудеет» с восьми до одной мигалки.

Государственная фельдъегерская служба потеряет десять маячков – из 70 останется 60, управделами президента вместо десяти придется довольствоваться одной. У Минобороны число мигалок не изменится: генералитету Путин оставил 20 маячков.

По одному маячку сохранят за Службой внешней разведки (было 8), ФАС, Росфинмониторингом и Главным управлением специальных программ президента.

Лишатся маячков МЧС (было 5 спецсигналов) и ФСИН (было 4). Забрали спецсигналы также у ЦИК, Росгидромета, Росстата, Банка России и многих других.

В действовавшем доныне постановлении правительства от 1 декабря 2006 года № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» прописано каждое ведомство и министерство, за которым закреплен спецсигнал. В новом указе такого детального перечня нет, по какому принципу в правительстве решали, кому выдать спецсигнал, а кому – нет, неясно.

Как сообщили «Газете.Ru» в Минтрансе, за главой ведомства сохранится спецсигнал: его выделяет правительство. А новый министр связи Николай Никифоров заявил, что не желает отказываться от мигалки.

Министр спорта Виталий Мутко сказал «Газете.Ru», что пока не знает, сохранят ли за ним маячок. На вопрос, не собирается ли он отказаться от этой привилегии, чиновник заявил, что сокращение должно начинаться не с министерств.

«Я проблем никому особо не создаю, – сказал Виталий Мутко. – Бывают ситуации, когда мигалка помогает: я очень много езжу по регионам, бывают срочные заседания. Не думаю, что нужно начинать сокращение с министерств, но не мне давать оценку. Я обычный министр-работяга».

А вот министр образования и науки Дмитрий Ливанов и глава Минюста Александр Коновалов выразили готовность снять спецсигналы со своих автомобилей. О готовности отказаться от мигалки заявили на этой неделе два вице-спикера Госдумы – Сергей Неверов и Сергей Железняк. Известно, что лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский маячок сохранит: в пользу него от спецсигнала отказался его сын Игорь Лебедев, занимающий сейчас пост вице-спикера.

Оставят 83 мигалки за главами субъектов федерации. В документе появилось новое примечание: теперь губернаторы смогут использовать автомобиль с мигалкой только в пределах своего региона. Сейчас, как известно, их машины ездят в основном по Москве, причем часто их используют не сами губернаторы, а их близкие или сотрудники. Впрочем, как будет осуществляться контроль за экипажами губернаторов, неясно. Законодательно ездить на этих автомобилях в любом регионе не запрещено.

Как готовятся к предстоящему сокращению в управлении делами президента (УВП), где вместо десяти осталась всего одна мигалка, «Газете.Ru» рассказал пресс-секретарь ведомства Виктор Хреков. «Мы активно готовимся к 1 июля, – говорит он. – С машин снимаются не только сами «мигалки», но и специальное звуковое оборудование. Эта система встроена в сам автомобиль, и на ее демонтаж нужно время. После демонтажа все это оборудование отправится на склад транспортного комбината «Россия» и затем, скорее всего, будет списано».

По словам пресс-секретаря управделами президента, ведомства, которым сократили лимит спецсигналов, сами определяют, на каких машинах их оставить.

Примечательно, что в новый перечень не попала Федеральная служба охраны (ФСО), хотя раньше за этим ведомством было закреплено 150 спецсигналов. Как заявил «Газете.Ru» официальный представитель ФСО Сергей Девятов, сокращение числа мигалок коснется только автомобилей, не задействованных непосредственно в охране. «Автомобили, осуществляющие охрану лиц, которым она положена, будут ездить с проблесковыми маячками», – пояснил он.

В феврале этого года в ходе предвыборной кампании кандидат в президенты Владимир Путин дал одно из самых громких предвыборных обещаний: сократить в десятки раз количество официальных лиц, которым по статусу положен автомобиль со спецсигналом.

«Если граждане (мне) доверят и если голосование (на президентских выборах) пройдет так, как я рассчитываю, то, безусловно, можно безболезненно сократить количество мигалок – оставить их только у тех должностных лиц, которые имеют государственную охрану, которых нужно просто физически защищать», – обещал Путин во время общения со своими доверенными лицами. «Это будет кардинальное сокращение – до нескольких десятков», – добавил кандидат.

Лидер Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев сомневается, что сокращение мигалок как-то изменит ситуацию на дорогах. «После сокращения ничего принципиально не изменится. Разве что уменьшится количество людей, которые передвигались на автомобилях вместе с чиновниками. Но сейчас лето, и о каких-то тенденциях можно будет говорить только осенью, – считает глава ФАР. – Вообще уже давно пора перейти от подсчета самих мигалок к тому, чтобы их обладатели соблюдали правила дорожного движения и использовали их по назначению».