ГИБДД при поддержке автошкол потребовала ускорить реформирование системы обучения водителей, инициированное Госдумой еще в 2011 году. Планируется, что в рамках этой реформы в РФ разрешат сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой передач, введут права для квадроциклов, но запретят обучение водителей экстерном. Сами экзамены автошколы предлагают сделать платными.

Ситуацию с подготовкой водителей в РФ обсуждали представители Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) и ГИБДД. По данным Госавтоинспекции, каждое шестое ДТП происходит из-за неправильной оценки дорожной ситуации начинающими водителями (стаж вождения — до трех лет). «Это свидетельствует о том, что система подготовки и допуска водителей не отвечает современной среде дорожного движения»,— заявил заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Швецов.

Реформирование системы обучения водителей началось в конце 2011 года, когда Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О безопасности дорожного движения» (он отправлен на доработку в думский комитет по транспорту). Документ разрешает учиться и сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач (без права управлять машиной с механической коробкой). Кроме того, предполагается увеличить минимальный возраст получения прав категории А (мотоциклы) с 16 до 18 лет. При этом появятся и новые подкатегории, к примеру, А1 — для владельцев мотоциклов с двигателем объемом до 125 куб. см, и категория B1 — для владельцев квадроциклов. Также законопроект исключает возможность сдачи экзаменов экстерном — то есть без обучения в автошколе.

По поводу последней новеллы вчера завязалась ожесточенная дискуссия. Как пояснил Владимир Швецов, в действительности «самостоятельной подготовки не существует»: речь идет об обучении в автошколах, не имеющих лицензий. Президент МААШ Татьяна Шутылева пояснила, что цены на их услуги в два-три раза ниже рыночных, но уровень подготовки значительно ниже: к примеру, такие школы предлагают 5–6 часов практических занятий по вождению (вместо 50 часов в официальной программе обучения). По ее мнению, в результате серьезно падает уровень подготовки: ежегодно в России около 9 млн человек сдают экзамен на получение водительского удостоверения, при этом получают его только 2–2,5 млн. «Норма, отменяющая возможность сдачи экзаменов экстерном, направлена не на ущемление прав граждан,— пояснил начальник управления надзорной деятельности ГИБДД РФ Александр Борисов.— Необходимо установить законодательно минимальный уровень подготовки кандидатов в водители». В свою очередь, член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев выступил против отмены самостоятельной подготовки: «А если гражданин живет где-нибудь в захолустье, вдалеке от автошкол — как ему готовиться?» Отметим, что предложение оставить подготовку экстерном содержится и в отзыве правительства РФ к поправкам к закону «О безопасности дорожного движения», принятым в первом чтении.

По мнению представителей региональных автошкол, сам экзамен необходимо сделать платным. «На наш взгляд, цена за экзамен должна составлять 3–5 тыс. руб.,— заявила “Ъ” Татьяна Шутылева.— Это нужно, чтобы создать фильтр для проходящих некачественную самостоятельную подготовку». По итогам обсуждения было принято решение создать всероссийский экспертный совет по проведению реформы подготовки водителей, куда войдут представители автошкол, ГИБДД, Минтранса и Минобрнауки.

«Помимо самоподготовки есть еще проблема коррупции,— заявил глава Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев.— Чтобы сделать более объективными экзамены в ГИБДД их надо принимать комиссиями». «В интернете есть масса фирм, предлагающих купить водительское удостоверение за 15–25 тыс. руб.,— говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— В первую очередь нужно убрать из процесса принятия экзаменов ГИБДД».

Иван Буранов