Европа остро нуждается в качественном топливе (Premium, т.е. Аи-95, удовлетворяющий действующим в Старом Свете экологическим требованиям). Дефицит топлива в ЕС привел к резкому росту цен – сегодня в разных странах цена одного литра топлива варьируется от 1,6 до 1,8 евро. В таких условиях, российским нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин, а не продавать его на внутреннем рынке. «Экспорт топлива выгоднее примерно на 1600 руб.», - заявил представитель одной из нефтяных компаний.
Не помогла даже запретительная (90%) экспортная пошлина на нефть, которую правительство России ввело в прошлом году.
Заодно, правительство и нефтяные компании договорились о том, что цены не будут расти до выборов. Сразу после их окончания, на АЗС по всей стране начали менять ценники. Например, только за предыдущие выходные в Москве литр Аи-95 подорожал в среднем на 20 коп. Рост цен на оптовых рынках топлива в Европе настолько велик, что даже при 90-процентной пошлине экспортировать топливо выгоднее.
Российские нефтяные компании раньше практически не занимались экспортом бензина – у нас не так много нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), способных в больших объемах производить бензин марки Аи-95 по Евро-4. Однако, высокий спрос в Европе может подстегнуть их переориентироваться на производство именно такого топлива, которое все будет уходить за границу. А это означает, что уже в скором будущем в России возникнет острая нехватка не только Аи-95, но и других сортов бензина. А недостаток топлива вызовет лавинообразный рост цен, который может уровнять цены на отечественном рыке со среднеевропейскими. И тогда, правительству России придется вновь придумать меры «ручного» управления нефтяниками с тем, чтобы сдержать и рост цен, и не вызвать народный бунт из-за отсутствия бензина на АЗС.
Ситуацию прекрасно понимают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). С 2007 по 2011гг. цены на бензин в России выросли примерно в 1,45 раза, а цены на нефть на внешнем рынке - в 2,2 раза. Рост цен на бензин мог бы быть еще меньше, если бы в 2011г. не были повышены акцизы на нефтепродукты, в частности на бензин и еще в большей степени на дизельное топливо, заявил на пресс-конференции в РБК заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, рост цен могут сдержать плавающие акцизы. Идея заключается в том, чтобы при росте цен на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке применять пониженную ставку акцизов на бензин и дизтопливо внутри страны, а когда цены на внешнем рынке снижаются, возвращать ставки акцизов к исходному состоянию. Однако, во-первых, пока законопроект на плавающие акцизы находится на стадии согласования. Во-вторых, если тенденция с ростом цен на топливо в Европе продолжится, то в России очень быстро закончатся 1,7 млн тонн топлива, которое находится «в резевре». И в таком случае, очередного витка бензинового кризиса в России не избежать.
Матвей Дышло
autonews.ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Автоновости
- →
- В ожидании бензиновой катастрофы
Автоновости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат