Минтранс заявил, что действующие правила дорожного движения противоречат основному закону государства, Конституции, так как ограничивают права граждан, не имея при этом статуса закона. Устранить это несоответствие министерство предлагает в концепции нового закона "Об организации дорожного движения".

По мнению ведомства, необходимость принятия закона возникла в связи с тем, что российская экономика теряет слишком много на пробках, а закона, который четко разграничивал бы полномочия различных ведомств по организации дорожного движения, в стране нет. В настоящее время этим занимается, в основном, ГИБДД.

Решением этой проблемы могло бы стать принятия специального закона. Предполагается, что закон будет состоять из 13 глав и регламентировать вопросы парковки, мониторинга дорожного движения, хранения машин во дворах, экологии, финансирования мер по организации дорожного движения, сообщает "Коммерсант". Отдельную главу планируется посвятить организации дорожного движения в Москве и Санкт-Петербурге. Часть пунктов нынешних ПДД перейдет в новый документ. Таким образом, правила будут узаконены. При этом сами ПДД, как обещают в Минтрансе, не подвернутся изменению.

Закон также предусматривает возможность "введения ограничений, платности и запрещений на движение и размещение автотранспорта по видам", а также "запрета въезда определенных категорий транспорта в наиболее загруженные городские зоны", о чем сообщалось ранее. Ведомство отмечает, что использовать подобные меры будут в крайних случаях, а все собранные средства направят "на улучшение транспортной обстановки".

Попытки превратить ПДД в закон предпринимались и ранее. Однако предыдущие концепции оставались лишь в виде проекта. До принятия закона дело так и не дошло.

"То, что тема организации дорожного движения достигла уровня федерального закона,- очень позитивный факт. Хотя существующих законов в принципе достаточно, чтобы решить проблемы с пробками. К примеру, вопросы о размещении автомобилей отданы местным властям. Проблемы с градостроительством могут решиться только с помощью поправок к Градкодексу. Если говорить об организации движения в инженерном смысле - строительстве светофоров, развязок, заездных карманов - для этого отдельный закон не нужен", - прокомментировал инициативу Минтранса научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. ГИБДД пока что документ не видела.

По информации министерства транспорта, в настоящее время документ проходит общественное обсуждение. Ожидается, что окончательная версия будет готова к осени текущего года. К концу года концепцию могут внести на рассмотрение правительства. Даже если законопроект пройдет все этапы без особых поправок, вступить в силу он сможет не раньше середины 2013 года.