После вступления России в ВТО предлагается ввести систему утилизационных сборов для всех только что импортированных или собранных в России автомобилей. Ставка этой пошлины, по мнению Минпромторга, должна варьироваться – в зависимости от возраста и технических характеристик автомобиля, пишет газета "Ведомости".

По сути, речь идет о введении механизма, который компенсирует резкое снижение пошлин на подержанный автомобильный импорт — такое обязательство взяла на себя Россия при вступлении в ВТО. Предполагается, что все поступления от новой пошлины будут использованы для утилизации автомобильного старья.

Сборы будут платиться не только с импортных подержанных машин, но и с новых — как произведенных в России, так и импортированных. Конкретный порядок исчисления и ставки пошлины еще не определены.

Сейчас пошлина на подержанные импортные легковые автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1,5-3 л возрастом не более 5 лет составляет 35%, но не менее ?1,5-2,15 за 1 куб.см, старше 5 лет — ?2,9-4 за 1 куб.см. Сразу после вступления в ВТО Россия будет обязана снизить пошлины на ввоз машин не старше 7 лет до 25%, но не менее ?0,45-0,55 за 1 куб.см, а для 7-летних и старше — до ?1,5-2,2 за 1 куб.см. Аналогично снизятся пошлины и на другие классы автомобилей, грузовиков и автобусов.

В настоящее время в Россию импортируется от 100 000 до 150 000 подержанных автомобилей в год, а в связи с вступлением России в ВТО этот показатель приблизился бы к докризисным значеням — около 500 000 автомобилей в год, оценивает гендиректор "Автостата" Сергей Целиков.

Поддержит ли правительство меры Минпромторга, пока не ясно: государство готово помогать отраслям, которые затронет вступление России в ВТО, но конкретных методов поддержки еще нет.