В Томске не выходят на рейсы автобусы. В Алтайском крае очереди на заправках. В Кузбассе просят увеличить поставки топлива.

Кто-то называет это бензиновым кризисом, кто-то призывает не поднимать панику. В стране, которую иначе как одной из главных нефтедобывающих стран не назвать, вдруг возникают проблемы с поставками главного продукта из этой самой нефти – бензина. Успокаивать граждан приходится не кому-нибудь, а премьер-министру. Правда, словам Владимира Путина мало кто верит, автовладельцы выстраиваются в очереди на заправках, чтобы залить не только полный бак, но и целую канистру – на всякий случай. А губернаторам приходится договариваться с топливными компаниями о дополнительных поставках бензина в регионы. И, что самое интересное – российский топливный кризис уж точно не спровоцировала мировая конъюнктура. Да, цены на нефть растут, но достаточно плавными темпами. Чтобы понять источник дефицита, нужно вспомнить некоторые прописные экономические истины. Например, что повышение спроса при определенных условиях может привести к повышению стоимости товара. А конкуренция – напротив – к снижению цены на него. Директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов называет сразу несколько причин для подорожания бензина: «Во-первых, некоторые нефтеперерабатывающие предприятия традиционно в середине апреля сокращают производство из-за ремонта. Во-вторых, был введен новый регламент, по которому с нового года должны выпускать более качественный 92−ой бензин. Третье – традиционный сезонный фактор роста. Ну и четвертое – по-прежнему высокий уровень цен на энергоносители в мире».

То есть, бензин, считают эксперты, должен бы подорожать. Но тут на пути этой тенденции встает правительство: в феврале Владимир Путин высказал недовольство ценой на топливо. Всем известно, если уж премьер-министру что-то не понравилось, то лучше не рисковать. То есть нельзя повышать стоимость АИ-92 или АИ-95. Но и себе в убыток его продавать никто не станет. Поэтому лучше реализовать все зарубеж.

Частные проблемы

Есть еще одна составляющая рыночной экономики – конкуренция, которая могла бы хоть как-то нивелировать рост стоимости цен. Но с этим все тоже не просто. В течение последних нескольких лет частные владельцы АЗС постепенно теряли свою долю. Сейчас во многих областях 60−70 процентов рынка топлива принадлежит «дочкам» государственных компаний – «Роснефти» и «Гаспромнефти». Которые могут диктовать свою политику. К чему это приводит, можно показать на примере одной частной автозаправочной сети. Эта компания вынуждена была начать продавать бензина только владельцам карт сети АЗС. На своем сайте бизнесменам пришлось оправдываться (публикуется с некоторыми сокращениями, орфография сохранена):

«С 1 января 2011 года компания «Газпром» запретила отгрузку всех видов топлива с Сургутского ЗСК (Сургутнефтегаз) в Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую области. Этот завод являлся основным поставщиком бензина для нашей организации более шести лет. Всем было предложено приобретать бензин с Омского НПЗ (компания «Газпромнефть). В то же время «Газпромнефть» взвинтил оптовые цены на бензин и дизельное топливо. Сложилась ситуация, когда цены на АЗС «Газпромнефть» были ниже, чем оптовые цены на нефтебазах этой же компании. Но на этом «Газпром» не остановился. С апреля им был наложен запрет на транзитную отгрузку топлива всем предприятиям, кроме собственных нефтебаз. А всем организациям предложили обращаться за топливом на нефтебазы «Газпромнефти» по месту нахождения. На этой недели все подразделения «Газпромнефти» в Кузбассе прекратили отгрузку топлива всем потребителям, кроме собственных АЗС. Вот такая поддержка малого и среднего предпринимательства».

По сути, частные владельцы автозаправок оказались заложниками правительства. Госкомпании, следуя наставлениям Путина, не повышают цены на бензин, а частники не только не могут продавать топливо дороже (ну кто же будет у них тогда бензин приобретать), но и сам продукт закупить не в силах. Проиллюстрировать сложившуюся ситуацию можно примером из Томской области – из-за сложившихся очередей на заправках там просто не вышло на маршрут несколько автобусов. «Попытались утром заправиться, а не смогли», — рассказал председатель независимого профсоюза предпринимателей Томской области Александр Остроушко, — «где-то бензина нет вообще, а где-то гигантские очереди. А «маршрутник» не может ждать, у него график». По словам Остроушко, такая ситуация продлится еще несколько дней.

Местные власти ситуацию стараются не замечать и говорят, что к дефициту бензина привел искусственно созданный ажиотаж. Заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин вовсе считает, что «из-за изменений правил продажи топлива от производителей, частичного перевода этой торговли на биржу, мелкие продавцы либо вовремя не сориентировались, либо не смогли купить топливо».

Два пути

Пока же в дело включилась ФАС. Свой интерес проявила и прокуратура. Не исключено, что и еще какие-нибудь государственные органы начнут работу. Дефицит бензина за год до выборов – удар по власти. Ведь бензин – это такой же товар первой необходимости, как хлеб или соль. Первый шаг сделало все же правительство – решило поднять вывозные пошлины на нефтепродукты. Шаг, в общем-то логичный. Теперь продавцам бензина и повышать цену на свой товар нельзя, и сбывать заграницу должно стать как-то невыгодно.

Ситуация с бензином сейчас, по сути, повторяет историю с гречкой. Да, можно на время ввести предельную цену, но это лишь приведет к тому, что скачок роста следом будет не плавным, а более чем ощутимым для автовладельцев.

Вариантов выхода их сложной ситуации пока два. Один из них уже предложил спикер Государственной Думы Владимир Жириновский – национализировать всю нефтяную отрасль. ТО есть взять под контроль всю сферу, да и регулировать спокойно цены. Все станет проще: две, три, а еще лучше — одна госкомпания по фиксированной цене станет продавть бензин на всей территории России. И если уж бензин станет дорожать, или, того хуже, пропадает — то автомобилист будет знать, кто несет за это ответственность — государство.

Или вот другой путь: если уж государство декларирует рынок, то оно должно создать все условия, чтобы рыночные механизмы работали. То есть сделать так, чтобы частных компаний стало как можно больше. Причем компаний, владеющих не только АЗС, но и перерабатывающими мощностями. А госкомпании, напротив, ограничить. Чтобы повысилась конкуренция. Тогда владельцы заправок будут выбирать, у кого купить лучший по качеству и цене бензин оптом, а владелец автомобиля, руководствуясь теми же соображениями, будет иметь возможность выбирать АЗС. И тогда рынок, а не премьер-министр будет диктовать цены. Бизнесмен Евгений Чичваркин считает, что власти игнорируют элементарные законы рыночной экономики, поэтому при всем желании сдержать рост цен на бензин не смогут: «С одной стороны, страх перед Путиным и ФАС прессует нефтяников, с другой стороны — огромное количество налогов, акцизов, поборов, взяток, возросшая из-за нефтяной конъюнктуры в стране себестоимость нефти. Как ни крути, цена ниже 30−ки за топливо сегодня не проходная. В Великобритании по сути топливо стоит 65 рублей, в Германии — 55. Судя по всему, придется цену на бензин отпустить. Потому что возврат к социализму невозможен, так как это вызовет напрямую социальный бунт. Деваться некуда».

И в любом случае результат стоит ожидать один – бензин так или иначе подорожает. Вопрос лишь в том, произойдет это постепенно, или станет резкой и неприятной неожиданностью для всех автовладельцев.