Глава московской милиции Владимир Колокольцев предлагает наказывать за нелегальный извоз лишением прав и конфискацией автомобилей. Эксперты опасаются, что организаторов этого бизнеса подобные меры не затронут, зато расширят коррупционные возможности милиции.

Глава Главного управления внутренних дел Москвы Владимир Колокольцев предложил забирать у частных перевозчиков, работающих без лицензии, автомобили и права. По его словам, законодательство сильно ограничивает столичную милицию в борьбе с нелегальными таксистами и маршрутчиками. Административный кодекс Москвы предусматривает для юридических лиц штраф до 100 тысяч рублей за пассажирские перевозки без лицензии. Но глава ГУВД заявил, что «штраф по отношению к перевозчикам просто не действует».

По мнению Колокольцева, «здесь необходим весь комплекс мер принуждения вплоть до изъятия транспортного средства».

Он также предложил лишать водителей-«бомбил» прав. Для этого, по мнению Колокольцева, следует принять дополнительные поправки в федеральный Кодекс об административных правонарушениях.

В руководстве ГИБДД России отмечают, что подобные инициативы должны быть хорошо проработаны и изучены. «Например, прямая конфискация автомобиля у водителя маршрутки едва ли возможна, – пояснил «Газете.Ru» зам. начальника Госавтоинспекции Владимир Кузин. – Ведь он наверняка не является хозяином транспортного средства.

Как правило, такие автомобили зарегистрированы на другое лицо, почти наверняка российского гражданина, у которого с документами все в порядке.

Если водитель нелегально использует автомобиль, которым управляет по доверенности, процесс конфискации может быть довольно затруднительным». Что касается «бомбил», то, по мнению Кузина, тут также следует внимательно изучить правовые возможности и риски, иначе «у половины московских водителей можно будет автомобили отнимать».

В свою очередь, эксперт Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов сообщил «Газете.Ru», что введение подобных мер, во-первых, нелогично с юридической точки зрения, а во-вторых, сильно увеличит риск коррупции в работе правоохранительных органов.

«Права изымают за нарушение правил управления, а не за что-либо другое. С таким же успехом можно лишать прав за хулиганство, кражу или самоуправство», – отмечает юрист.

Во-вторых, говорит Бикбов, ужесточение наказания автоматически повысит взяточные расценки милиционеров, которые будут ловить водителей с коррупционной целью: «Им достаточно будет поймать любого водителя, который подсаживает кого-нибудь у вокзала, чтобы начать его шантажировать лишением машины и прав. Между тем для того, чтобы отделить человека, который подбросил голосующего, от нелегального таксиста, необходимо ввести понятие регулярности. Если выяснится, что конкретный водитель занимается извозом систематически, его действительно следует привлекать», – отмечает эксперт. По его мнению, с нелицензионными извозчиками можно бороться лишь методами системной работы.

Ранее глава Московского автотранспортного союза Юрий Свешников сообщил «Газете.Ru», что вместо системной борьбы с нелегальными перевозчиками в столице происходят «какие-то наскоки и внезапные рейды», а регулярной работы не наблюдается.

По данным Московского транспортного союза, только нелегальные таксисты в Москве за год зарабатывают около $1 млрд.

Всего в городе, по данным союза, работают порядка 40 тысяч нелегальных таксистов и порядка 450—500 нелегальных автобусов.