С середины августа цена обыкновенных акций АвтоВАЗа выросла почти вдвое. Разумных рыночных объяснений этого роста нет.

Аналитики биржевого рынка не находят объяснения скачку цен акций волжского автозавода. «Каких-то видимых причин для роста нет. После дополнительной эмиссии доли миноритарных акционеров размоются. Новых моделей АвтоВАЗ еще не выпустил. Если завод и покажет прибыль по итогам года, то только за счет программы утилизации», - считает эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые консультации> / Morison International Петр Клюев.

Формальным объяснением может служить информационный фон, в основном созданный усилиями В.В.Путина. Сначала прозвучало заявление о возможном росте таможенных пошлин на ввоз иномарок. Затем последовал «судьбоносный» пробег на «Ладе Калине» по вылизанной к приезду высокого гостя транссибирской автотрассе, сопровождаемый дифирамбами в адрес продукции волжского автозавода. Правда, запасная «Калина» (по крайне мере, одна) в кортеже при этом присутствовала.

Очень кстати пришлись и намерения итальянского кузовного ателье Pininfarina организовать производство обновленной «Лада 4х4». Заявление для СМИ о планах проведения переговоров – это в современном автобизнесе как-то не практикуется.

Более серьезное «обоснование» роста акций представило агентство Reuters. По его информации, размещение в ходе допэмиссии пройдет по цене, превышающей 40 рублей. Это в полтора раза выше, чем текущая стоимость акций АвтоВАЗа на российской бирже.

Однако никакого отношения к рынку эта цена не имеет. Просто «Ростехнологии» договорились с Renault, что цена будет такой. Третий акционер - «Тройка диалог» - уже вне игры. В ходе допэмиссии его доля, как и доля миноритариев, будет размыта.

Впрочем, некоторый бонус «Тройка» получила авансом. При реструктуризации капитала КамАЗа «Ростехнологии» выкупили у инвестиционной компании пакет акций по цене выше рыночной.

Завышенная цена акций АвтоВАЗа при допэмиссии может иметь причиной намерение «Ростехнологий» конвертировать в акции деньги, которые волжский завод должен госкорпорации. О возможности реализации такой схемы реструктуризации капитала АвтоВАЗа глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявил в мае.

Еще тогда Finamauto указывал, что при схеме «увеличение доли капитала в обмен на долги» цена акций в ходе допэмиссии неизбежно будет завышенной. Дело в том, что по рыночным ценам завод стоит меньше, чем был должен «Ростехнологиям». Поэтому цену новых акции нужно было «назначить» такой, чтобы обеспечить «Ростехнологиям» получение необходимого пакета.

Завышенная цена акций выгодна и Renault. В этом случае меньше шансов на вопросы, какова в действительности цена оборудования и технологий, которыми французский автопроизводитель оплатит сохранение в ходе допэмиссии своей четверти капитала АвтоВАЗа в неприкосновенности.

Достойно будет выглядеть и российское правительство – ему не придется слышать обвинений «Опять отдали иностранцам народное добро за бесценок». В общем, допэмиссия при завышенной цене акций выгодна всем – конечно, кроме миноритариев, но кто в России с ними считается.

По мнению некоторых специалистов биржевого рынка, рост цен акций АвтоВАЗа может быть следствием соответствующего «задания партии и правительства» (была такая расхожая формулировка во времена СССР). Это могло быть вызвано либо политико-экономическими причинами, либо желанием каких-то властных структур просто сделать приятное российскому премьеру. Дескать, смотрите, Владимир Владимирович, стоило вам (точнее, Вам) одобрительно отозваться о «Калине» - и биржа на это сразу отреагировала бурным ростом акций АвтоВАЗа.

Технически исполнение подобного задания проблем не представляет. На рынке обращается сравнительно небольшое количество акций АвтоВАЗа, поэтому организовать рост их цены можно было без больших финансовых затрат.

Что же делать в таких условиях «простым» держателям акций АвтоВАЗа? Мнения специалистов расходятся. Например, аналитики «Банка Москвы» полагают, что акции автозавода имеют перспективу роста, и дают рекомендацию «держать». А вот уже упоминавшийся в статье Петр Клюев считает, что «сейчас миноритарным акционерам было бы выгодно продать акции АвтоВАЗа».

Finamauto присоединяется ко второму мнению. Как показывает практика, азартные игры с государством (особенно в России) в подавляющем количестве случаев заканчиваются выигрышем последнего и проигрышем всех остальных.

Автор: Алексей Захаров

аналитик проекта Finamauto.Ru