Росстат на прошлой неделе обнаружил подорожание бензина в 18 регионах. Больше всего цены поднялись в Сыктывкаре — на 1,7 процента. В целом по стране автотопливо прибавило на ценниках немного — 0,1 процента. Ведь в 59 регионах цены остались без изменений.

Однако по сравнению с декабрем прошлого года подорожание составило уже 3,7 процента. О том, что бензин в России дорогой и растет в цене, когда нефть дешевеет, говорят много и часто. Недавно на встрече строителей дороги Чита-Хабаровск с премьер-министром Владимиром Путиным бензиновые цены опять оказались в центре внимания. Глава правительства согласился, что в нашей стране они очень высокие. "Мы пытаемся бороться с этим.

Проверяем. По расчетам, вроде бы, все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты", — заявил премьер.

В Федеральной антимонопольной службе тоже считают, что и оптовые, и розничные цены на бензин завышены, даже рассчитали на сколько — на 15-20 процентов. ФАС, как известно, разработала формулу бензиновых цен. По ней оптовая стоимость топлива базируется на мировых ценах, из которых вычитают экспортную пошлину и расходы на транспортировку. Для конкретного нефтеперерабатывающего завода учитывают котировки на ближайшей к нему торговой международной площадке. Полученная цена переводится в рубли по текущему курсу. Плюс стоимость транспортировки по России, акциз и НДС. Отклонение от расчетной цены допускается в пределах 1-2 процентов. Бизнес, правда, хочет внести в эту формулу коррективы. И предлагает просто учитывать среднюю мировую цену, разрешив отклонение от 10 до 20 процентов.

"РГ" решила узнать у своих экспертов, какая формула для расчета цены бензина наиболее оптимальная. Мнения разделились…

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

- Я давно уже говорил, что наши цены на бензин несправедливые. По моему мнению, средняя цена на бензин в России должна быть 17-18 рублей за литр (сейчас — 22,2 рубля).

Что же касается формулы, то она, естественно, нужна. Но предложения ФАС и минэнерго вызывают у меня сомнения. И главная проблема в том, что формулу стараются привязать к мировой цене на нефть. На мой взгляд, она должна основываться на минимальной или средней заработной плате. Можно еще привязать ее, например, к цене на килограмм хлеба. То есть нужно рассчитывать формулу, исходя из реальных доходов нашего населения.

В мире есть немало стран, где цены на моторное топливо действительно смешные. Например, в Венесуэле бензин стоит в переводе на наши деньги около 3 рублей за литр. Только Европа и Украина имеют цены на бензин выше, чем в России. Все остальные граждане покупают автомобильное топливо за копейки, в том числе и США.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

- Что такое бензин? Это результат переработки нефтепродуктов. Поэтому, чтобы мы пришли к цене бензина, необходимо вычислить себестоимость этого продукта. А для того, чтобы определить правильную цену нефти, нужно подсчитать все издержки нефтяников. А они формируются, исходя из цены нефти за пределами России.

Таким образом, не обращать внимания на экспортную цену при установлении стоимости бензина нельзя. А если привязываться к доходам граждан, то получается, что нефтяные компании будут входить уже не в частный сектор, а в государственный. А это неправильно. Я считаю, что все проблемы у нас в отсутствии конкуренции. Смотрите сами, нефть падает, а цены у всех компаний растут или не изменяются, не зависимо от того, вкладывают они деньги в развитие или нет.

А цены на бензин все равно будут расти, поскольку минфин предлагает повысить акцизы на автотопливо. Впрочем, в этом нет ничего страшного. В Италии, например, литр бензина стоит 1 евро 25 центов. Это почти 50 рублей, то есть в два раза больше, чем у нас. Люди тем самым стараются переходить на более экономные транспортные средства. Там большое количество малолитражек, скутеров и так далее. Формируется другой тип поведения потребителей. И, на мой взгляд, это правильно и, с точки зрения экологии, и самого государства. Правда, при условии, если деньги от акцизов на бензин идут на правильные цели. Строятся новые дороги, заводы по производству экологических автомобилей и так далее.

Справка "РГ"

В российской цене бензина, по данным Российского топливного союза, 60% приходится на налоги (НДПИ, акциз), 4% — на стоимость нефти, 13% — на наценку НПЗ, 7% — на транспортировку, 16% — на наценку АЗС.

По данным государственной энергетической статистики США, цена нефти составляет в стоимости литра американского бензина около 50%. На госналог приходится 20%. Еще 20% добавляет стоимость переработки нефти. 10% — маркетинг и транспортировка.