«Убыточность по ОСАГО с учетом взаиморасчетов страховых компаний превышает 70% и подходит к критическому уровню»,— заявил 31 августа президент Российского союза автостраховщиков» (РСА) Павел Бунин на конференции «ОСАГО и КАСКО: ситуация близка к критической», прошедшей в РИА «Новости». Виной тому рост числа страховых случаев, повышение стоимости запчастей и ремонта, а также тот факт, что базовые тарифы ОСАГО не менялись на протяжении уже семи лет, с самого начала действия закона.
Сначала повысим тарифы
Борьба за выживание страхового рынка по традиции начинается с повышения тарифов. «Для обеспечения устойчивости системы ОСАГО необходимо увеличение тарифов на 35–45%»,— сообщил Бунин. Дополнительно к этому, из-за вступления в силу с 1 сентября новых правил установления расходов на материалы и запчасти при ремонте автомобилей, требуется увеличение еще на 23%. Итого подорожание полиса ОСАГО может составить 58–68%.
Одним из оснований для повышения стоимости стал законопроект Минфина о росте страховых выплат. Сейчас документ рассматривается в правительстве, а осенью должен поступить в Госдуму. В соответствии с ним, страховая сумма по жизни и здоровью должна вырасти со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Выплаты по имуществу должны вырасти со 120 тыс. до 200 тыс. рублей
Не исключено и дальнейшее повышение страховых выплат по жизни и здоровью до двух миллионов рублей, как это уже введено на воздушном транспорте. В этом случае стоимость полиса ОСАГО вырастет еще в несколько раз.
Потом подумаем о гарантиях
Для гарантии того, что страховая компания работает добросовестно, а не просто пользуется повышением тарифов, Бунин обещает не ослаблять внимание к жалобам автовладельцев. По его словам, уже отмечено, что через два месяца после того как в страховой компании возникают проблемы, отмечается резкое увеличение количества жалоб на компанию на сайте РСА. В таких случаях «по результатам проверки назначаются существенные финансовые санкции, которые компания выплачивает в фонд РСА», заверяет Бунин. Этот фонд используется для компенсационных выплат по ОСАГО в случае банкротства страховой компании.
«Страховщики должны систематизировать и унифицировать свою деятельность»,— заявил глава Всероссийского союза автостраховщиков Андрей Кигим. По его словам, помимо создания единой схемы взносов на случай ухода с рынка, необходимо разработать и единую форму страховых договоров. В качестве примера Кигим провел аналогию с банковской системой, где по пластиковой карте любого банка можно снять деньги в банкомате большинства стран мира
Автомобилисты ставят условия
Отношение к столь существенному повышению тарифов у автомобилистов неоднозначное. Нежелание выплачивать заоблачные суммы уравновешивается необходимостью стабильного рынка страхования. Волна банкротств не может не вызывать опасения, даже несмотря на компенсационные выплаты, гарантированные поправками в закон о банкротстве.
«Необходим компромисс между страховым и автомобильным сообществом»,— сказал GZT.RU лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Повышение стоимости полиса, по его мнению, должно быть сопряжено с тремя моментами: речь идет об увеличении сумм страховых выплат, улучшении качества обслуживания, а также о сокращении сроков получения выплат (несколько дней, максимум неделя). Ну а то, насколько соответствует почти 70%-ое повышение потребностям страховых компаний, предстоит оценить Министерству финансов и Федеральной службе страхового надзора.
На жизнь не хватает
Лысаков уточняет, что сейчас 77% от стоимости полиса идет на страховые выплаты. Еще 20% остается в страховой компании для обеспечения ее жизнедеятельности. Оставшиеся 3% отчисляются в резервный фонд РСА, предназначенный для выплат по долгам обанкротившихся компаний. «Я считаю, что 3% недостаточно, чтобы резервные фонды сохраняли стабильность,— уверен Вячеслав Лысаков.— Эти отчисления должны расти».
Это мнение подтверждает и статистика РСА. Как сообщил в ходе пресс-конференции Павел Бунин, компенсационные выплаты за 2009 год оказались в три раза больше всех выплат за прошлые годы. А прогноз на 2010 год превышает и эту сумму.
Снижение аварийности лучше роста тарифов
Укрепление финансовой базы страховщиков, действительно, может положительно отразиться на рынке страховых услуг в целом. Впрочем, «повышать эффективность рынка услуг страхования целесообразнее другими мерами»,— считает эксперт департамента оценки «2К Аудит— Деловые консультации» / Morison International Петр Клюев. Для сравнения: стоимость страховки в некоторых европейских странах выше, чем в России, но и компенсации по полису значительно больше, тогда как страховка в России не всегда покрывает ущерб. При этом обязательное автострахование за рубежом не считается обузой для страховщиков.
«Бороться необходимо с аварийностью на российских дорогах: меньше аварий— меньше выплат,— уверен эксперт.— Более высокий уровень конкуренции на страховом рынке— более качественное обслуживание. Бороться с аварийностью нужно, прежде всего, повышая качество дорог и повышая культуру вождения, и без участия государства это вряд ли возможно».
Оксана Новоженина