Российские министерства продолжают соревнование по внесению поправок в порядок взимания транспортного налога.

Предыдущий раунд борьбы за обновление налога вел Минтранс, который в мае предложил полностью отменить транспортный налог, а вместо этого ввести дополнительные акцизов на топливо. Как всегда, идея была поддержана не полностью – и, столь же традиционно, изменения были не в пользу автовладельцев: дополнительные акцизы ввели, а налог не отменили, а снизили.

Очередной ход сделал Минпромторг. Чиновники предлагают исчислять размер налога на владельца транспортных средств в зависимости от того, какому из европейских стандартов экологии соответствует машина. Об этом директор «автомобильного» департамента министерства Алексей Рахманов сообщил на конференции «Автомобильный бизнес — 2010», которую проводила газета «Ведомости».

По мысли чиновников, чем ниже экологический автомобиля, тем более высокий налог должен платить его владелец. Это должно стимулировать обновление российского автопарка.

Идея, в общем, не нова – в большинстве европейских стран такая система исчисления налога действует уже давно. Правда, в России, как всегда, есть одно «но». Имя этому «но» - экологические классы автомобильного топлива. Попытки классифицировать бензин и солярку по экологическим стандартам предпринимались не раз – но постоянно наталкивались на мощное сопротивление нефтяного лобби, и разбивались вдребезги.

Между тем, по оценкам экспертов, подавляющее количество производимого в России бензина не соответствует даже нормам Euro-3. До четверти продаваемого на АЗС топлива вообще находится «вне экологических категорий».

Общеизвестно, что автомобиль определенного экологического класса должен заправляться топливом того же класса. В противном случае резко повышается вероятность выхода из строя, в частности, каталитических нейтрализаторов и датчиков выхлопной системы. Из замена стоит достаточно дорого, а в гарантийном ремонте изготовитель отказывает, поскольку были нарушены условия эксплуатации автомобиля.

В России заправлять машины «нужным» топливом не всегда возможно – в ряде регионов его просто нет на подавляющем большинстве АЗС. В этих условиях введение очередного «налогового груза», вынуждающего россиян покупать более экологичные автомобили, выглядит откровенной насмешкой – а то и издевательством.

В прошлый раз Минтранс вносил свой проект изменения порядка взимания транспортного налога под лозунгом борьбы за социальную справедливость. Минпромторг делает то же самое – но под лозунгом борьбы за экологияю. Но суть дела не меняется. Увеличивать финансовую нагрузку на автовладельцев чиновникам гораздо проще, чем бороться со всемогущими нефтяными компаниями.

Автор: Алексей Захаров

аналитик проекта Finamauto.Ru