Удвоив финансировании программы утилизации автомобилей, российские власти пытаются разогнать неповоротливый АвтоВАЗ и дать остальным российским производителям точку опоры в кризис. В мае темпы продаж уже начали замедляться, поэтому поддержка подоспела вовремя. Эксперты отмечают странный побочный эффект: отправляя в хлам вазовскую классику, россияне затем по привычке покупают её же.

Объемы продаж легковых авто в мае уменьшились по сравнению с апрелем, об этом свидетельствуют данные отчета Ассоциации европейского бизнеса, опубликованные 8 июня.

Было лучше

В марте, когда стартовала программа утилизации, продажи выросли на 38% по сравнению с февралем 2010 года. В апреле эти темпа слегка замедлились: по сравнению с мартом спрос на машины увеличился на 29%.

Причины падения

«Хотя общий объем продаж за месяц ниже, чем в апреле (что объясняется периодом отпусков), можно говорить о тенденции роста рынка по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года»— поясняет этот негативный факт Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, рост продаж в мае 2010 года составил 31% по сравнению с маем 2009 года.

Дайте всем

По мнению Томаса, недавнее решение российского правительства выделить дополнительно 10,5 млрд. руб. на госпрограмму утилизации лишь подкрепляет прогнозы дальнейшего роста рынка.

Вдохновленный этой щедростью, Томас предложил правительству расширить действие программы не только автомобили российского производства, но и иностранного, то есть вообще все автомобили, продаваемые в России.

«Мне хотелось бы призвать правительство расширить действие программы на все автомобили, тем самым, поддержав всех, кто занят в таких сегментах автомобильной промышленности, как розничные продажи и дистрибуция»,— аргументировал Томас.



АвтоВАЗ спешит на помощь

В мае самыми продаваемыми оставались машины, произведенные тольяттинским автогигантом. Спрос на них заметно вырос благодаря господдержке.

По данным Минпромторга, на сегодня по программе утилизации продано 47,7 тысяч автомобилей Lada (примерно 70%), а также 3,7 тысячи машин Renault, около 2,5 тысяч Ford, 2 тысяч УАЗ, 1880 автомобилей ГАЗ, а также незначительное количество авто других производителей.

В июне АвтоВАЗ планирует произвести 52,7 тысячи автомобилей, в июле— 56,7 тысячи, в августе— 53,2 тысячи. Летом выпуск Lada 2105/2107 будет осуществляться пять дней в неделю в две смены, организуются дополнительные рабочие субботы в некоторые летние недели.

Недавно АвтоВАЗ скорректировал и годовой план увеличив показатели с 450 тыс. до 573 тыс. автомобилей.

Консерваторы предпочитают «классику»

Если говорить об отдельно взятых моделях, то и здесь ситуация почти не изменилась по сравнению с апрелем. Больше всего востребованы отечественные авто. Удивляет другое— продажи классической линейки АвтоВАЗа растут гораздо быстрее, чем продаются новые «Приоры».

Самыми продаваемыми моделями авто в прошлом месяце были Lada Priora (13,074 тыс. авто, рост на 74% по сравнению с маем 2009 года), Lada 2105/2107 (11,974 тыс. штук, +104%), Lada Samara (9,207 тыс. машин, +31%), Lada Kalina (8,155 тыс., +54%) и Renault Logan (5,367 тыс., минус 5%).

Впрочем, продажи некоторых иномарок в мае увеличились более чем вдвое— Kia Rio (+204%), Kia Sportage (+152%), Skoda Octavia A5 (+106%), Suzuki Grand Vitara (+134%).

В числе неудачников Топ— 25 самых продаваемых в России моделей— Hyundai Tucson (-82%), Toyota Corolla (-33%), Chevrolet Lacetti (-24%), Opel Astra (включая Astra Cabrio,— 23%) и Renault Logan (-5%).

Точка невозврата

«Меня не удивляет тот факт, что именно вазовская „классика“ стала самой востребованной. Возраст машин принимаемых на утилизацию начинается от 10 лет, а это значит, что обменивают их на новые машины бывалые водители, которые берут те модели, которые хорошо знают. Это данность. Если было бы принято решение менять пятилетние машины, то структура продаж поменялась бы»,— заявил GZT.RU Дмитрий Баранов, аналитик компании «Финам».

По словам Баранова, российское правительство ставило задачу поддержать всех российских автопроизводителей, предполагалось, что это позволит частично обновить автопарк. Задача решена. « Таким образом, утилизация позволила автопроизводителям продержаться до уровня, как я их называю „обычных“ продаж»,— резюмирует эксперт.

По мнению Баранова, на протяжении последних трех месяцев четко виден, хотя и небольшой, но плавный рост. «Точку невозврата мы прошли, будем двигаться вперед»,— считает он.

Анекдот читателя

Читатель GZT.RU под ником vladlar2044 так прокомментировал госпрограмму утилизации:

«Эта замечательная мера напоминает анекдот про алкоголика. „На что пьёшь то?— Да бутылки сдаю!— А бутылки откуда?— Да пью ведь!“

Особенно странно звучат, в связи с этим, слова об «обновлении автопарка „моделями двадцатилетней давности. Давать работу людям, предлагая им собирать телеги, потому, что ничего другого они делать не могут по разным причинам— безнравственно“.

Иван Гидаспов