Утилизационные сертификаты в России могут закончиться менее чем через месяц: Минпромторг выдает по 3600 сертификатов ежедневно. Вместо старых машин больше всего покупают самые дешевые модели «АвтоВАЗа». По мнению автодилеров, для сохранения роста рынка необходимо расширить программу утилизации до 300–400 тысяч машин.

Программа утилизации автохлама, рассчитанная изначально до конца ноября, может закончиться уже в мае. На распределение половины из 200 тысяч сертификатов на 50 тысяч рублей ушло менее двух месяцев, оставшиеся могут быть выданы до конца мая. По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, сейчас выдается по 3600 скидочных ваучеров в день.

«Все положенные 200 тысяч свидетельств, пожалуй, отдадим недели через три», – сказал чиновник агентству Reuters. Однако он не исключил, что в некоторых случаях министерство будет искусственно тормозить выдачу сертификатов, чтобы не допустить выдачу «пустых» свидетельств, не обеспеченных гарантиями поставки машин.

«Все будет зависеть от подтверждения компаниями-производителями своих производственных возможностей», – подчеркнул Рахманов.

Наибольшим спросом по программе утилизации пользуются автомобили Lada, причем «классические» модели тут же стали дефицитом. Согласно данным, полученным из пресс-центра завода, «АвтоВАЗ» в апреле продал 52,4 тысячи автомобилей, из них по программе утилизации почти 18 тысяч (около 34%), а число заявок на приобретение «Жигулей» со скидкой превысило 100 тысяч.

Тем не менее на прошлой неделе Минпромторг расширил перечень автомобилей, которые можно приобрести в рамках госпрограммы, сдав в утиль свой старый автомобиль старше 10 лет. Список пополнили, в частности, Volkswagen Passat, Skoda Fabia, Yeti и Superb, собираемые в Калуге компанией Volkswagen, а также Peugeot 308 и Citroen C4 производства PSA. В список входит и продукция обанкротившегося завода «ИжАвто», производство на котором было прервано в мае 2009 года. Согласно плану внешнего управления, утвержденному собранием кредиторов во вторник, завод планирует возобновить выпуск автомобилей до конца второго квартала 2010 года.

Речь идет о выпуске вазовской «классики» («ИжАвто» производил универсалы ВАЗ-2104). Завод ведет переговоры о поставке машинокомплектов с «АвтоВАЗом», а также с корейской Kia о возобновлении выпуска Kia Spectra и Sorento.

Автодилеры, столкнувшиеся с трудностями при запуске программы утилизации, называют ее очень актуальной и рассчитывают на продление хотя бы до конца года. По словам коммерческого директора группы компаний «Автомир» Андрея Дя, утилизационная программа увеличила спрос на автомобили в среднем по рынку на 10–30%, в зависимости от марки.

Особенно популярно при этом «классическое» семейство Lada (примерно 30–40% продаж по утилизационным сертификатам) и наиболее дешевые переднеприводные модели. Однако на рост рынка оказывали влияние и другие факторы.

«Получилось так, что увеличение спроса подтолкнул и сезонный фактор: традиционно март и апрель считаются «высокими» месяцами по продажам автомобилей. Также был довольно стабильным курс валют. Если мы хотим, чтобы рост рынка продолжался, программу необходимо продлить как минимум до конца года, хотя бы до 300–400 тысяч автомобилей», – рассуждает эксперт.

По его словам, сейчас наблюдается дефицит практически по всем ходовым моделям, включенным в программу. Сроки ожидания дефицитных машин достигают нескольких месяцев. Это связано в том числе с производственным циклом автомобиля, который длится от 3 месяцев до полугода.

«Для крупных сетей, которые оперируют большими объемами и могут сформировать складские запасы, проблема наличия автомобилей и сроков поставки менее актуальна. У мелких дилеров и в регионах ситуация сложнее», – отмечает Андрей Дя.