Ведущие российские автостраховщики составили рейтинги самых угоняемых автомобилей и самых крупных страховых выплат по угонам. Эксперты также составили рекомендации по различению надежных страховых компаний и «однодневок».

Ведущие компании, занимающиеся страховкой автомобилей, по просьбе «Газеты.Ru» составили рейтинги самых угоняемых марок и самых крупных выплат по угонам. Так, по словам замруководителя департамента автострахования компании «Росгосстрах» Павла Бородина, топ-5 автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у угонщиков, возглавляют машины марки Mitsubishi – модели Lancer, Outlander, Pajero. За ними следуют Toyota (Land Cruiser, Corolla, Camry), Honda (Civic, CR-V, Accord) и Nissan (Almera, X-trail, Qashqai).

Наиболее дорогими угнанными автомобилями, за которые «Росгосстрахом» были произведены выплаты, в 2009 г. стали: Lexus LX570, 2008 года выпуска, стоимостью 3 575 000 руб., Audi Q7, 2007 г. в., стоимостью 3 400 000 руб., Hammer H2, 2007 г. в., стоимостью 3 200 000 руб.

Компания РОСНО в минувшем году сделала рекордные выплаты по следующим моделям: Mercedes Benz S500 – 5 930 114 руб., Lexus LS 600H – 5 788 824 руб., Volvo FM TRUCK 6*4 – 5 013 272 руб., BMW X5 – 4 334 412 руб. и BMW М6 – 4 322 095 руб. Самыми угоняемыми марками по версии РОСНО стали Lexus GS (3,4% общего числа угонов), Subaru Legacy (2,2%) Lexus LS (1,9%), Mazda CX7 (1,8%) и Honda Civic (1,7%). На итоговый «угонный» рейтинг влияет не только цена автомобиля, но и его противоугонная защита. По словам Павла Бородина, наиболее эффективную защиту от угона дает сочетание электронных и механических противоугонных устройств.

«Из массы предложений на рынке для автомобилей среднего ценового сегмента мы рекомендуем замок капота в сочетании с электронным противоугонным устройством одной из следующих марок/модификаций на выбор: Black Bug 71 серии и выше; Guard RF-40/RF-40A; Reef 405 и выше; Fortress Type3; Excellent: Capital 2, Country 2, Comfort 2. Возможен вариант «Сигнализация + иммобилайзер + комбинация стационарных механических противоугонных устройств (замок капота и замок коробки передач)», – отмечает представитель «Росгосстраха».

Для дорогих авто компания советует спутниковые системы Cobraconnex с модификациями Best Profi, Global Max, Lojack Profi и Lojack Global; Cezar Satellit с модификациями Premium X+, Platinum X+ и Plazma Xi; Starcom в вариантах «Элитный» и «Элитный X», «Автолокатор» (модификации «Супер Т», «Супер VIP» и «Суперпремьер») и «Эшелон» (модификации «Оптимальный», «Комфорт», «Люкс» и «Профи»). Из неспутниковых систем рекомендуется Tecnoblock или Great Guard, а также противоугонный комплекс «Спринг».

Дмитрий Кузнецов, начальник отдела департамента страхования автотранспорта РОСНО, отмечает: «Штатные иммобилайзеры в своем большинстве имеют недостаточную степень защиты и криптоустойчивости. Если автомобиль является «неугоняемым», то есть не пользуется популярностью у угонщиков, штатной противоугонной системы достаточно. Однако если речь идет о рисковой, угоняемой модели, она мало чем может помочь автовладельцу, так как угонщики имеют системы обхода штатного иммобилайзера.

На определенные марки и модели транспортных средств (ТС), которые являются угоняемыми, мы просто требуем установить дополнительные противоугонные системы. К таким ТС, например, относятся автомобили марки Lexus, Toyota Land Cruiser и некоторые другие».

При этом, признают страховщики, ни одна противоугонная система не дает стопроцентной гарантии защиты. Тем автовладельцам, кому не повезло, приходится иметь дело с другой проблемной отраслью – т. е. самими страховыми компаниями.

Павел Бородин: «Как правило, небольшие страховщики, специализирующиеся на автостраховании, изначально имеют сильный перекос портфеля в пользу ОСАГО и каско, т. е. не самых рентабельных видов страхования. Чтобы конкурировать с крупными страховщиками, они вынуждены снижать тарифы и повышать комиссионные посредникам, что не может не сказаться на платежеспособности. И это не самый худший вариант».

В целом ряде случаев, отмечает эксперт, о наполнении резервов вообще никто не думает, предпочитая жить одним днем. Система работы таких компаний строится по принципу «пирамиды». Выплаты существующим клиентам осуществляются за счет привлечения новых. Резервы формируются только «на бумаге». Пока растет рынок – растет объем страховой премии, позволяя платить. Но как только объемы продаж падают – иссякает источник денежных средств для выплат, т. к. застрахованные ранее клиенты никуда не делись и обращаются за выплатами. Резервов не хватает (если они вообще формировались), а других источников финансирования просто нет. Последствия очевидны – уход с рынка. И хорошо, если цивилизованный, что бывает крайне редко. В большинстве же случаев клиент, застраховавший автомобиль в такой компании, при попытке подать заявление на выплату рискует не обнаружить офис страховщика».

Александр Гурдус, Директор Центра андерайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО, поясняет: «Тенденцией 2009 года стало банкротство ряда страховых компаний, и в 2010 году этот тренд сохранится. Платит ли компания по своим обязательствам – можно увидеть по данным, публикуемым Федеральной службой страхнадзора и Российским союзом автостраховщиков. Стоит обращать внимание также на соотношение числа жалоб к объему собранных премий. Чем выше этот показатель, тем вероятнее, что страховщик платит плохо. Ряд компаний, оплачивая высокие комиссионные брокерам и агентам, пытаются затем любым способом занизить выплаты. Очень важны и показатели сбалансированности портфеля. Так, если в портфеле практически только высокорисковые виды страхования – ОСАГО или ОСАГО и каско – то велика вероятность, что такой страховщик окажется в сложном финансовом положении. А это значит, что и размер выплат, и сами выплаты могут оказаться под угрозой».