Залы Makuhari Messe (в пригороде Chiba японской столицы) открыли двери для посетителей: 21-22 октября для СМИ, а с субботы 24.10 – для широкой публики. Уже в 41-й раз: по нечетным годам Токийское мотор-шоу демонстрирует самые интересные для автомобилистов экспонаты – модели легковушек.

Надо сказать, выставка нынче скромнее, чем прежде. Американские и европейские марки практически не представлены, и число участников сократилось от 241 (в 2007) до 108. Почти исключительно национальное японское автомобилестроение. В Стране восходящего солнца оно не слабое, и посмотреть есть на что.

Самое время оценить выставленное в Makuhari Messe (все автомобили с правым рулем). Как и прежде, обратимся к, так сказать, нейтральному мнению: обозреватели американского еженедельника AutoWeek выбирают «звезд» мотор-шоу. Вот и теперь они назвали интереснейшие экспонаты Токийской выставки в 4 номинациях. Лучший прототип, особо значимый экспонат – и самый прикольный. И наконец «гвоздь» выставки. Предлагаем познакомиться с независимой точкой зрения – и высказать свое мнение.

Лучший прототип

На взгляд американских обозревателей, почетного звания заслуживает экспонат FT-86 от Toyota Motor. Спорт-купе «классической» компоновки (двигатель спереди, ведущие колеса – задние) удивляет уже тем, что его силовой агрегат … заимствован от Fuji Heavy Industries. Своего не нашлось…

Комбинация и в самом деле интересная: короткий «оппозитник» (2-литровая «четверка») удается сдвинуть назад – ради улучшения «развесовки» по осям. А поскольку он плоский, центр тяжести силового агрегата получается ниже. И то, и другое как раз по натуре спортивной легковушки: заявка на держание дороги и управляемость.

Длина компактного 4-местного спорт-купе – 4160 мм, колесная база – 2570 мм. У FT-86 выразительная внешность и интересно оформленный интерьер. При (предположительно) умеренной цене, - если проект пойдет в жизнь. Лучший прототип Токио 2009? Что ж, никто не спорит.

Однако в редакции CarExpert.ru: Автомобили мира положили глаз на другой экспонат – Mazda Kiyora. Компактный 3-дверный прототип с посадочной формулой 2+2 поражает воображение не только футуристическим дизайном, но и тщательно отшлифованной аэродинамикой. Хотя под необычной внешностью кроется вполне серийная платформа «хэтчбека» Demio/Mazda2 (он же Ford Fiesta) размерного класса B. С другой стороны, силовой агрегат у Kiyora совершенно новый: 1,3-литровый 16-клапанник SKY-G в комплекте с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» SKY-Drive.

Двигатель оснащен непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания и устройством i-stop («старт-стоп»). Кроме того, альтернатор работает в так называемом регенеративном режиме: на полную мощность он включается по преимуществу при замедлении автомобиля. Тем самым какая-то часть его кинетической энергии сохраняется и запасается в аккумуляторе. Тоже экономия.

Подвеска, естественно, как у Mazda2: стойки McPherson спереди и сопряженные продольные рычаги сзади. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Покрышки Michelin размером 215/45R смонтирована на стильные легкосплавные колеса диаметром 18 дюймов. Длина переднеприводного Kiyora – 3770 мм, ширина – 1685, высота – 1350, колесная база – 2495 мм. Как сообщается, за счет рациональной конструкции и применения легких материалов снаряженный вес прототипа удалось уменьшить – против сравнимой легковушки Mazda2 – на добрые 100 кг.

Благодаря прогрессивному силовому агрегату, умеренному весу и совершенной аэродинамике Kiyora расходует в среднем (японский испытательный цикл 10-15) только 3,1 л бензина на 100 км пробега. Наглядная демонстрация того, сколь многого удается добиться по части сбережения горючего довольно простыми средствами – еще без применения «гибридной» техники. Философия Zoom-Zoom.

Как и положено выставочному прототипу, у Kiyora откидные «гильотинные» двери. И оформление интерьера нисколько не уступает внешности прототипа. Вместо «баранки» разомкнутый авиационный «штурвал», а на передней панели вовсе не видно привычных приборных циферблатов. Только скрытые (до времени) дисплеи и мониторы; зашибись.

По мнению редакции CarExpert.ru, лучший прототип в выставочном центре Makuhari Messe. Как считаете?

Самый значимый

Здесь американские обозреватели называют PX-MiEV от Mitsubishi Motors. Прототип «переходника» (crossover), который в ближней перспективе придет на смену нынешнему Outlander. Возможно.

Новизна PX-MiEV в том, что у него «гибридный» бензин-электрический силовой агрегат Plug-in Hybrid System. То есть, «от розетки»: тяговая литий-ионная батарея заряжается от сети общего пользования (или на специальной электро-АЗС). Тогда как 1,6-литровый 16-клапанник MIVEC служит, так сказать, «удлинителем» пробега, - когда запаса э-энергии в аккумуляторах оказывается маловато.

А на взгляд, натуральный «спорт-хозяйственник»: солидный, надежный, стойкий. Никаких стилистических изысков, все просто и рационально. Внутри 4 индивидуальных сиденья с 4-зональным «климат-контролем» - на особый вкус каждого. Интерьер оформлен и отделан в фирменном стиле cocochi: водитель и пассажиры со всех сторон окружены вниманием и заботой. Так, спецобивка сидений якобы деактивирует аллергены и подавляет бактерий. Атермальное остекление отражает ультрафиолет, а бортовой ионизатор освежает атмосферу в салоне. Cocochi: удобство, комфорт – и безопасность.

Бензиновый мотор развивает до 116 л.с. мощности; он либо приводит (через АКПП) передние колеса, либо крутит 70-киловаттный альтернатор, питающий тяговую э-сеть. А от сети работают 2 тяговых э-мотора по 60 кВт мощности каждый: они приводят передние и задние колеса. То есть, у PX-MiEV трансмиссия E-4WD (E – электрическая), которая передает крутящий момент на заднюю ось не механически, а посредством э-схемы. Подобно новому «лексу» RX450h. Причем (в отличие от Lexus с никель-металлгидридными аккумуляторами) э-энергия у «переходника» MMC запасается в емкой литий-ионной батарее, которая позволяет ему пробегать десятки километров на чистой э-тяге.

«Гибридный» силовой агрегат работает в нескольких режимах – по обстоятельствам. Так, при заряженной тяговой батарее автомобиль трогается с места и разгоняется без запуска д.в.с. – и без каких-либо вредных выбросов. Причем «переходник» идет на передних ведущих или с полным приводом – в зависимости от сцепления колес. А когда водитель придает «газу», автоматически пускается бензиновый двигатель, и тогда общая мощность силового агрегата может достигать 200 кВт/275 л.с. Динамичный разгон, активный обгон на магистрали – или ускоренный ход на крутом подъеме.

Задний э-мотор особой - так называемой дифференциальной – конструкции. Она обозначена E-AYC и под контролем бортовой электроники перераспределяет крутящий момент на задних колесах: слева направо - и наоборот. То есть, управляет вектором тяги и углами «рыскания» автомобиля; дорогого стОит. В подвеске PX-MiEV вместо винтовых пружин - пневматические упругие элементы (под контролем бортовой электроники). Грамотное решение: пневматика не только поддерживает постоянный прогиб (независимо от переменной загрузки «переходника»), но и позволяет регулировать высоту шасси над ходовой поверхностью. Чрезвычайно ценно для легковушки повышенной проходимости. Покрышки размером 245/45R смонтированы на 20-дюймовых легкосплавных колесах; у прототипа, видимо, нешуточный дорожный просвет.

В длину PX-MiEV насчитывает 4510 мм, ширина – 1830, высота – 1655; колесная база – 2630 мм, колея 1570/1570. Чуть компактней нынешнего «аутлэндера» - и намного экономичней по топливу. По сведениям от MMC, в режиме plug-in «переходник» расходует в среднем (японский испытательный цикл 10-15) меньше 2 л бензина на 100 км пробега. Трудно поверить… Как отмечают в AutoWeek, фирменная Plug-in Hybrid System может найти применение и для легковушек Lancer очередного поколения. А там… Вообразите крутой Evolution с «гибридным» бензин-электрическим силовым агрегатом «от розетки». Значимый замысел.

Причем сам по себе Mitsubishi PX-MiEV будто задуман для российских условий эксплуатации – в мегаполисах, на шоссе и по проселкам. И летом, и зимой. Редакция CarExpert.ru охотно присоединяется к выбору AutoWeek: прототип PX-MiEV - самый значимый из экспонатов Токийской автовыставки.