Иностранные автомобили, которые должны были подешеветь на треть с 1 сентября, в цене все же не упадут. Пошлины на иномарки, истекающие в конце лета, продлят в ближайшее время. Единственное конкурентное преимущество отечественного автопрома – жесткую господдержку – отменять не будут.

Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве в скором времени примет решение о продлении срока действия 30-процентного налога на ввоз новых иномарок. Минпромторг подготовил к заседанию комиссии, которое состоится в конце августа, презентацию, в которой расписаны преимущества налога на импортные машины. Аргументы ведомства, оказавшиеся в распоряжении газеты “Коммерсант”, свидетельствуют о том, что пошлины на ввоз иномарок не снизят и тем более не отменят. Более того, существует вероятность, что их продлят на постоянной основе (сейчас они действуют на временной основе). Ожидаемые шаги

12 января 2009 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 943 “О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования”. Данная мера планировалась как временная сроком на девять месяцев и была направлена на поддержку внутреннего рынка.

В презентации к заседанию говорится о том, что “введение пошлин привело к преобладанию производства автомобилей внутри России над их импортом и росту доходов бюджета за счет большего сборка таможенных платежей”. Благодаря пошлинам, которые “запустили” в декабре прошлого 2008 года, “производство машин, произведенных внутри России (как отечественных, так и иномарок), теперь преобладает над импортом (до кризиса ситуация была обратной), сокращение персонала в автопроме происходит планомерно, а федеральный бюджет наращивает доходы за счет повышенных таможенных сборов”.

Ведомство отмечает преимущества господдержки. Во-первых, объемы выпуска машин на территории страны падают медленнее, чем объемы импорта – соответственно, сокращение персонала на российских автомобильных предприятиях протекает медленнее. Раньше в автомобилестроении было занято 491,1 тыс. человек. Сейчас в отрасли трудоустроено 410 тыс. человек. Минпромторг заверяет, что пошлины сохранили тысячи рабочих мест. Если бы не барьер на пути импорта, то увольнения были бы куда масштабнее, а численность рабочих сократилась бы до 342,1 тыс.

Во-вторых, по мнению чиновников из Минпромторга, от увеличения пошлин также выиграл бюджет. Так, за истекший период текущего 2009 года в государственную копилку накапало на 2,7 млрд рублей больше, чем в 2008 году. И это при том, что пошлины и падение рынка снизили импорт на 58%. Сборы от пошлин на новые автомобили дали богатый урожай. Автолюбители в убытке

“В целом действия Минпромторга ожидаемы”, – сообщил GZT.RU Михаил Ганелин, аналитик ИК "Тройка Диалог". Он считает: было понятно, что действие пошлин продлится отнюдь не год. “Рынок в упадке, оживления не видно”, – говорит Ганелин, отмечая, что за последний месяц наметилась тенденция, что российские бренды увеличили продажи. “Это более связано с девальвацией рубля, но пошлины тоже сыграли свою роль”, – заявляет аналитик.

Если брать региональный срез, то больше всего от поддержки внутреннего рынка, по мнению Ганелина, пострадал Дальний Восток. Импорт подержанных машин, кормивший весь регион, в 2009 году практически вымер, сократившись с $3,3 млрд до всего $0,1 млрд. Но в самом большом убытке по-прежнему находятся обычные россияне. Ведь при покупке стандартной иностранной малолитражки с двигателем 1,4 л в возрасте от трех до пяти лет людям, стремящимся хотя бы к минимальному уровню автомобильного комфорта, придется отдать государству дополнительно 2380 евро. Если же речь идет о машине с двигателем 2,0 л, дополнительные расходы возрастают до 5400 евро. И самое тяжелое бремя ложится на водителей, покупающих мощные иномарки: за роскошь езды на машине с двигателем 4,0 лпридется отдать дополнительно 14400 евро – эта сумма сопоставима со стоимостью новой машины российского производства.

Железобетонные аргументы

Минпромторг сообщает, что в январе и июне 2009 года в России был примерно равный объем продаж — немногим более 100 тыс. автомобилей (новых и подержанных). В январе автомобили, произведенные в России, “отхватили” 43% продаж, в июне их доля выросла до 61%. В результате поддержки внутреннего рынка выпуск машин внутри России теперь преобладает над их импортом. Для сравнения: в январе ввезено 31,2 тыс. новых иномарок, а в России собрано 18,2 тыс. машин. В июне импорт 37,2 тыс. автомобилей, собрано 58,8 тыс. автомобилей.