0 августа компания SOLLERS провела с участием представителей банков и Минпромторга РФ пресс-конференцию «Российский рынок автокредитов. Реакция на кризис».

Выступления начал Павел Самойлов, начальник отдела по работе с автопроизводителями «Русфинансбанка». По мнению аналитиков банка, российский авторынок в 2009 году сожмется на 40-45%, объем продаж составит около 1,6 млн. машин. Что касается рынка автомобильного кредитования, то там падение еще более заметно: если в 2008 году было выдано примерно 1,3 млн. кредитов, то в 2009 году их будет не более трехсот тысяч (-75-80%).

Начала восстановления рынка «Русфинансбанк» ожидает в 2010 году (оценка - примерно 533 тысячи автокредитов), а возврат к «докризисным» позициям состоится двумя годами позже.

По мнению специалистов банка ВТБ 24, который на пресс-конференции представляла Марина Шишкина, падение продаж в текущем году составит 52%, а количество выданных кредитов снизится на 60%. ВТБ 24, участвующий в государственной программе льготного автокредитования, возлагает большие надежды на изменения положений этой программы. По словам Марины Шишкиной, увеличение лимита цены автомобилей до 600 тыс. рублей позволит поднять количество выдаваемых в рамках программы кредитов примерно на 60%.

Несмотря на то, что о «смягчении» условий льготного кредитования было объявлено еще в начале июля, обновления вступят в силу с 14 августа. Об этом сообщил участвовавший в пресс-конференции представитель Министерства промышленности и торговли РФ Александр Ким. По его информации, в настоящее время порядка 80% льготных кредитов выдается на покупку машин «АвтоВАЗа». На втором месте – Renault Logan (примерно 5% кредитов).

Большинство кредитов, как сообщил представитель Минпромторга, выдается через Сбербанк РФ. По косвенным оценкам, через него проходит больше половины всех кредитов. ВТБ 24, по словам Марины Шишкиной, обеспечивает 16% от общего объема программы. Остальное приходится на «Россельхозбанк».

Поскольку постановление Правительства РФ подразумевает увеличение количества банков, участвующих в программе льготного автокредитования, Минпромторг сейчас рассматривает ряд кандидатур. Один из новых участников – «Газпромбанк» - уже объявил о начале выдачи льготных кредитов. В ближайшее время к нему могут присоединиться «Банк Москвы», «ЮниКредит» и «Альфа-банк».

По словам Александра Кима, Минпромторг надеется, что до конца года по программе льготного кредитования будет продано 100 тыс. автомобилей. Это представляется маловероятным. Сейчас ежемесячно в среднем выдается порядка 7,5 тысяч кредитов. Чтобы достичь намеченной министерством цифры, в оставшиеся месяцы это количество должно увеличиться более чем вдвое – на 8 тысяч кредитов. Александр Ким считает, что этот прирост даст именно увеличение количества банков, задействованных в программе.

Павел Самойлов, со своей стороны, считает, что увеличение числа выданных кредитов может быть достигнуто за счет разницы требований к заемщикам у различных банков. Клиенты, которые кажутся ненадежными Сбербанку, ВТБ 24 и «Россельхозбанку», окажутся вполне приемлемыми для других кредитных организаций.

Однако в настоящее время желающих получить кредит (судя по числу поданных заявок) едва ли хватит, чтобы вдвое увеличить число выдач. И вряд ли даже «Русфинансбанк», который очень хочет участвовать в государственной программе, будет выдавать деньги всем подряд.

Стремление «Русфинансбанка» говорит о том, что эта программа для банков представляет интерес с точки зрения получения доходов. Причем чем ниже ставка рефинансирования ЦБ РФ, тем больше денег уходит из кармана покупателя автомобиля. К сожалению, на вопрос о том, почему так происходит, ни Александр Ким, ни Марина Шишкина не ответили.

Государственная программа кредитования может называться льготной разве что на фоне процентов, которые берут с кредитополучателей отечественные банки. По словам Марины Шишкиной, средняя ставка по автокредиту в этом году составляет 20 процентов.

Однако в сочетании с «фирменными» линиями кредитования, которые реализуют автопроизводители, госпрограмма дает хороший результат. Например, программа SOLLERS-CREDIT в применении к автомобилям марки УАЗ, вся гамма которых по новым условиям попадает под действие льготного кредитования, дает возможность взять кредит всего под три с небольшим процента годовых.

Неудивительно, что SOLLERS возлагает большие надежды на кредитование, особенно при продажах УАЗов и коммерческих автомобилей FIAT. По словам Антона Карпова, отвечающего за продажи ульяновских автомобилей, расширение списка кредитуемых автомобилей позволит увеличить долю кредитных продаж с 9% до 30%, а продажи УАЗов «в штуках» вырастут примерно на 15%. Правда, речь идет о продажах физическим лицам – поставки коммерческой автотехники эта цифра не затрагивает.

Тем не менее, специалисты по продажам вовсе не намерены положиться «на бога и государство», и очень внимательно оценивают рынок. Например, SOLLERS весьма интересно выстраивает политику продаж коммерческих автомобилей FIAT, о чем «Деловой АвтоКлуб» расскажет отдельно.

Совместное использование «традиционных» методов маркетинга и новых технологий автокредитования должно, по словам главы SOLLERS-FINANCE Кирилла Скибина, позволить компании предлагать потребителям условия «лучше, чем в прошлом году».

Судя по результатам продаж за семь месяцев текущего года, пока SOLLERS по продажам держится чуть лучше рынка (-46%). Однако в июле сравнительно хорошую (пусть и отрицательную) динамику демонстрируют SsangYong (-16%) и УАЗ (-29%). А вот FIAT выглядит не лучшим образом (-70%) – сказались завышенные цены, которые лишь недавно были должным образом скорректированы.

Можно надеяться, что включение в государственную программу льготного кредитования в сочетании с собственными финансовыми программами позволит SOLLERS улучшить свои рыночные показатели.