Правительство предложило льготный кредит покупателям автомобилей российской сборки стоимостью до 350 тыс. руб. В перечень включено несколько иномарок. Попробовав приобрести машину по госпрограмме, корреспондент "Денег" убедился в том, что она придумана для отвода глаз. Цель программы - поддержать не спрос на народные автомобили, а только АвтоВАЗ: заявленные в перечне иномарки чаще всего или не вписываются в него по цене, или попросту отсутствуют в продаже.

Народный автомобиль

Каждая страна в эпоху экономического торможения спасает свой автопром по-своему. В США, например, автозаводам выделили $35,4 млрд, а в Германии каждому автомобилисту, желающему утилизировать свой автомобиль старше 10 лет, государство доплачивает €2,5 тыс. Российское правительство пошло другим путем, решив субсидировать автокредиты на произведенные в стране автомобили ценой до 350 тыс. руб. Мера, по расчетам Минпромторга, обойдется государству в 6 млрд руб. Покупатель сможет получить рублевый кредит с годовой ставкой 6,33% (Сбербанк) или 9,33% (ВТБ 24 и Россельхозбанк). Ставки разные потому, что банк кредитует население по собственной ставке, а государство доплачивает банку за покупателя автомобиля 8,67% годовых (это две трети ставки ЦБ РФ). Например, в случае Сбербанка получается, что из банковских 15% вычитается 8,67%. На первый взгляд выгодно, ведь в среднем рублевый автокредит стоит около 20% (если не учитывать спецпредложений салонов и производителей). О вступлении программы в силу госканалы начали рапортовать еще за неделю до того, как банки стали принимать заявки на льготный кредит. Быстрее других на программу среагировал ВТБ 24. 9 апреля он показательно выдал первый льготный кредит в России: москвичка Юлия получила васильковую Skoda. "Для нас запуск совместной программы такого уровня не является единичной акцией, опыт уже есть,- объясняет вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев.- Вопросы по льготной программе в наш call-центр стали поступать еще в феврале, когда ее обсуждали в правительстве. Обычно на старт такой масштабной программы требуется две-три недели. Сейчас кредиты выдаются уже во всех регионах. Всего по России будет выдано 90-100 тыс. льготных автокредитов, из них мы рассчитываем выдать порядка 35-40 тыс.".

ВТБ 24 за первые четыре дня действия программы принял уже 370 заявок на новый продукт. Это, по словам Алексея Токарева, "быстрая реакция". Сбербанк и Россельхозбанк не ответили на запрос "Денег" о том, сколько заявок они получили. Эксперты отмечают, что у госбанков есть повод для осторожности: пока ни копейки из бюджета на субсидирование кредитов им не переведено, первый транш ожидается только 19 мая. "Мне кажется, в ближайшие месяц-два банки будут искусственно сдерживать количество выдаваемых кредитов по льготной госпрограмме,- говорит генеральный директор Центра автомобильных кредитов Дмитрий Ерохин.- Когда банки увидят, что правительство выплачивает субсидии, кредиты они будут выдавать намного охотнее".

Путаница в филиалах

Требования к заемщику - возраст старше 21 года, непрерывный стаж на одном месте работы больше полугода, белая зарплата. Я этим критериям соответствую и решаю для начала попробовать получить ссуду под 6,33% в Сбербанке.

Хотя я и оценил работу вежливой девушки на пять (теперь у них такой обычай - спрашивать оценку клиента), отделение, в котором можно оформить господдержку, она назвала неправильно. Это выяснилось в самом отделении, где кредита мне не дали, зато посоветовали обратиться в отделение в Газетном переулке, что я и сделал. Мне повезло, что подсказали: отделения в Газетном переулке не значилось даже в списке московских отделов кредитования физических лиц, размещенном на сайте Сбербанка. А где еще можно подать заявку на льготный кредит, мне так и не смогли ответить. В Газетном еще сохранилась традиция закрываться с двух до трех на обед, но, когда перерыв кончился, приняли меня довольно быстро. Увы, я не подошел банку, потому что официально стаж в моей трудовой книжке прерывался на 35 дней в декабре 2008 года. Несмотря на то что подтвердить свой доход я смог и на этот период, заявку у меня не приняли.

Россельхозбанк будет сговорчивей, подумал я,- и ошибся. Банку не понравилось, что живу в Москве по временной регистрации. Похоже, все их аграрии прописаны внутри Садового кольца. Меня отправили по месту прописки, в тульский филиал. По телефону тульский Россельхозбанк пообещал принять заявку и рассмотреть ее за семь дней: "Приходите хоть сейчас в отделение на проспекте Ленина". Московский ВТБ 24 на Зубовском бульваре показался мне ближе.

Хотя некоторая путаница с отделениями есть и в этом банке (разные сотрудники говорили мне то о трех, то об одном отделении, где можно оформить господдержку), все же удалось выяснить, что дорога одна - в филиал на "Парке культуры". Я пришел в 9 утра и еще полчаса дожидался открытия: call-центр напутал и здесь, на этот раз с расписанием. Заявку приняли, на это ушло около часа. Решение о кредите пообещали выдать через два дня. Сразу посчитали переплату: проценты по кредиту за два года составят 31,5 тыс. руб., комиссия за выдачу - еще 6 тыс. руб. В кредит я получу 245 тыс. руб. - это 70% стоимости автомобиля, еще 105 тыс. (30%) я должен заплатить в качестве первоначального взноса официальному дилеру. Еще 10% стоимости автомобиля придется сразу отдать за страховку. Итого в самом начале придется заплатить 146 тыс. руб. Потом 24 месяца (еще один вариант - кредит на год, я решил не прибегать к нему) платежей по 11,674 тыс. руб. в месяц, и я расплачусь за хэтчбек Skoda Fabia с двигателем 1,2 литра мощностью 70 лошадиных сил.

Совсем отечественное

Льготная программа рассчитана на "самый массовый сегмент - ниже среднего класса", объясняют мне в ВТБ 24. "Минимальная зарплата для получения кредита по льготной программе должна быть не менее 15 тыс. руб.",- говорит Алексей Токарев. Гендиректор Центра автомобильных кредитов Дмитрий Ерохин замечает, что человек с такой зарплатой может претендовать только на вазовскую "семерку", самую дешевую машину в списке. Хотя, конечно, непонятно, как он и за нее-то будет рассчитываться.

В правительственном перечне автомобилей, попадающих в программу, из 29 наименований 22 начинаются со слова Lada. Остальные семь - это UAZ Hunter, Chevrolet NIVA, Renault Logan, Skoda Fabia, FIAT Albea, Ford Focus и Kia Spectra. Федеральная антимонопольная служба еще в марте грозилась подать в суд на разработчиков списка за ограничение конкуренции: в перечень не попала ни одна модель заводов "Автотор" и ТагАЗ (могли бы подойти Chevrolet Aveo и Hyundai Accent). Минпромторг нашел аргументы, обосновывающие барьер, который не пускает эти автомобили в список. "Речь идет о поддержке автопроизводителей, изготавливающих продукцию на территории России,- говорится в ответе Минпромторга на запрос "Денег",- и взявших на себя обязательства по локализации производства в рамках инвестиционных соглашений". Добавленная стоимость автомобилей, производимых в режиме "промышленная сборка", должна составить более 50% от стоимости применяемых комплектующих, продолжает Минпром, "по мере выхода на запланированные мощности и достижения уровня локализации, закрепленного в инвестиционных соглашениях". У заводов, не попавших в список, "либо отсутствуют инвестиционные соглашения, налагающие определенные обязательства по локализации, либо их продукция не попадает в сегмент до 350 тыс. руб. и потенциал снижения стоимости отсутствует".

Несмотря на некоторую зыбкость аргументации, список был утвержден Минюстом, и претензии ФАС, похоже, отпали. Начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов сообщил "Деньгам", что его ведомство с Минпромторгом не судится, а идет обычный "рабочий процесс", не уточнив, что это за процесс. В министерстве добавили, что в перечне возможны изменения, но пока неизвестно какие.

Однако понятно и сейчас, что список в нынешнем виде предоставляет преимущества не всем автомобилям российской сборки, а ВАЗу. Других внятных объяснений, почему была установлена ценовая планка 350 тыс. руб., нет. По данным ВТБ 24, кредиты, выданные на автомобили сегмента до 350 тыс. руб., составляют 10-15% от всего портфеля автокредитов банка - это далеко не самый массовый сегмент, который бы, по логике, следовало поддерживать, если бы мы во главу угла ставили именно стимуляцию народного спроса на автомобили. Самый массовый спрос - на кредиты 500-600 тыс. руб. Средний автокредит по Москве, рассказывает мне Дмитрий Ерохин, в 2008 году составил $22 тыс. (по старому курсу - как раз около 600 тыс. руб.), а в 2009-м прогноз среднего кредита - 400 450 тыс. руб.

"Всего на отечественном рынке продажи автомобилей ВАЗ составляют порядка 25%,- анализирует Алексей Токарев.- По льготному кредитованию соотношение будет иное: думаю, что большую часть здесь составят как раз отечественные машины". Продолжив эксперимент, я понимаю: слова эксперта справедливы еще и потому, что большинства из заявленных в списке иномарок, как это ни забавно, просто нет в продаже.

Реальные ставки

Из попавших в перечень иномарок мне особенно интересны Skoda и Ford - хотя бы потому, что они, как заявляется, снизили цены на свои базовые модели, чтобы вписаться в программу, в отличие от Renault, FIAT и Kia, которые и до госльготы стоили меньше 350 тыс. руб.

Если я куплю малолитражку Skoda, государство вложит в мой первый автомобиль 24 тыс. руб., помогает мне с подсчетами Дмитрий Ерохин. Именно в такую сумму выливаются 8,67%, которые субсидирует государство за два года расплаты по кредиту. Поскольку льготный кредит у меня почти в кармане, я звоню официальному дилеру Skoda, и расчеты разбиваются о реальность. "У нас нет Skoda Fabia в базовой комплектации,- отвечают мне в салоне.- Когда будет и будет ли вообще - неизвестно. У других дилеров его тоже нет". Горячая линия Skoda отказывается в это верить: "Вы можете оформить заказ у любого официального дилера, и автомобиль будет доставлен вам примерно в течение месяца". Думая, что в первый раз я попал к нехорошему дилеру, звоню другому "официалу". Там даже мои ссылки на горячую линию не вызывают доверия. "Автомобилей у нас таких нет. Skoda Fabia стоит от 364 тыс. руб. и в программу не попадает. Мы не получали официальных писем от банка",- объясняют мне. Остается только гадать, где же москвичка Юлия из показательного телерепортажа мучительно выбирала между ярко-алой и васильковой Fabia.

С Ford Focus тоже неудача, хоть и менее драматичная. В салоне мне говорят, что ни у одного из дилеров сейчас машины в такой комплектации нет, но, если заплатить 12 тыс. руб., можно оформить заказ. Тогда автомобиль, возможно, привезут к декабрю. Но в таком случае придется отказываться от моего нынешнего кредита, а новый оформлять в ноябре.

Обойти унизительные ограничения по комплектации и купить те же Ford или Skoda с кондиционером и другими радостями (такие модели в салонах имеются) нельзя: банк не прокредитует покупку на зафиксированные 350 тыс. руб., даже если я сам, без кредита, доплачу разницу. Дополнительные опции к унылой "базе" можно установить только после покупки автомобиля, что всегда дороже.

Мое удивление нарастает, когда я обнаруживаю, что такая же ситуация и с внедорожниками. По поводу Chevrolet-Niva мне говорят, что сейчас их нет в московских салонах: модель проходит рестайлинг и появится только через месяц-два по цене не ниже 390 тыс. руб. Базовая комплектация UAZ Hunter - от 363 тыс. руб. Реальные предложения есть только по трем иномаркам - Renault Logan, Kia Spectra, FIAT Albea - тут я смогу выбрать даже цвет, хотя мне советуют Kia, потому что у нее цена 347 тыс. руб. уже с двумя подушками, четырьмя электростеклоподъемниками и литыми дисками. При этом - что и требовалось доказать - все модели Lada из списка в салонах имеются и по льготной программе можно взять даже самую дорогую Priora с климат-контролем.

"Думаю, иномарки получат от льготной программы больше пиара, чем реальных продаж, - объясняет мне Дмитрий Ерохин.- Занижать цену и продавать машины в базовой комплектации невыгодно. А покупатель, не найдя в салоне нужной ему для госльготы комплектации, согласится воспользоваться собственной программой кредитования производителя".

И правда, получается, что, если ты действительно хочешь иномарку, а не декларацию, лучше воспользоваться скидками производителей и купить машину хоть дороже, но выгодней.

"Сейчас на рынке еще много новых автомобилей 2008 года выпуска, на которые дилеры предоставляют хорошие скидки - 10-20%. Соответственно, покупая автомобиль со скидкой, можно компенсировать переплату по более высоким кредитным ставкам".

Простой подсчет. Субсидия, выплачиваемая государством по льготной программе, составляет около 7% стоимости автомобиля. Если же производитель готов скинуть сам 10%, этот дисконт перекроет выгоду от правительственной льготы. При этом собственные предложения производителей и дилеров не привязывают покупателя к базовым комплектациям. Например, Hyundai предлагает кредит на все модели 2008 года с рублевой ставкой 8,5% годовых при первоначальном взносе 30% на срок до трех лет. Я уже присмотрел себе Getz за 407 тыс. руб. Хоть это и не совсем патриотично: он корейской сборки. Зато с кондиционером.

Иван Ждакаев, "Коммерсант"