В целом, прошлый 2008 год с итоговым объемом 2,81 млн. проданных новых легковых автомобилей, стал самым успешным за всю автомобильную историю в РФ. Вновь выйти на столь впечатляющий уровень проданных легковушек, по мнению представителей аналитического агентства "Автостата", удастся только к 2012 году. Однако, как считают аналитики РБК и независимые эксперты подобный прогноз чересчур оптимистичен и возможно потребуется более длительное восстановления для российского автомобильного рынка.

Эксперты "Автостат" заявили о восстановлении отечественного авторынка к 2012 году. К подобному выводу аналитики пришли в своем годовом справочном издании "Автомобильный рынок России - 2009", в котором отражены окончательные итоги ушедшего года, приводятся данные производства, продаж и парка автомобильной техники на начало 2009 года.

По данным "Автостата", рекордный для России прошлогодний объем продаж в 2,81 млн. новых легковых автомобилей, позволил обогнать такие признанные автомобильные державы как Великобритания, Италия, Франция и Бразилия, оставив впереди только США, Китай, Японию и Германию. По итогам прошлого года отечественный авторынок поднялся на второе место в Европе и пятое в мире, но в начале нынешнего года последовал откат на пятую строчку в Европе и девятую в мире. При подобном дальнейшем развитии событий в нашей стране возможно еще более сильное проседания отечественного авторыка.

Как сообщил директор "Автостат" Сергей Целиков, на развитие авторынка в среднесрочной перспективе будут воздействовать две основные силы. С одной стороны в России ухудшается общая экономическая обстановка, растет безработица, снижаются реальные доходы населения и практически обвалился рынок автокредитования. С другой стороны автомобилизация населения еще достаточно низка. По последним данным на каждую 1000 россиян сейчас приходится лишь 225 легковых автомобилей, что в 2-3 раза меньше, чем в европейских странах. Кроме того, парк автомобильной техники у нас более старый, чем во многих развитых странах. "Средний возраст 12 лет, тогда как в европейских странах он колеблется в диапазоне от 7 до 10 лет. Почти половина парка ТС находится в возрастной категории старше 10 лет, а 15-20% парка вообще требует немедленной утилизации", - сказал Сергей Целиков. По его мнению, сейчас нужны быстрые и решительные действия правительства по поддержке отечественного рынка.

Как заключают специалисты "Автостата", восстановление российского авторынка до уровня 2008 года произойдет лишь через 3-5 лет. Так, согласно оптимистическому сценарию объем продаж новых автомобилей в 2,8 млн. единиц будет достигнут к концу 2011 года. Пессимистический сценарий говорит о том, на параметры прошлого года будут достигнуты не ранее 2013-2014 годов. При среднем прогнозе, рекорд ушедшего года будет повторен только в 2012 году. Несмотря на столь долгосрочные прогнозы по восстановлению авторынка, по мнению аналитиков РБК и независимых экспертов выход из кризисного падения может оказаться более затяжным. "Принимая во внимание, что прогноз "Автостата" составлялся без учета результатов первого квартала 2009 г., я считаю, что этот прогноз, увы, далек от реальности, - говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА "РосБизнесКонсалтинг" Анна Синявская - Право на существование имеет только их пессимистический прогноз - 1600 тыс. новых автомобилей в 2009 г., это близко к прогнозу Департамента консалтинга РБК - 1478 тыс. новых автомобилей., что на 46% меньше 2008 г. (если брать за итог прошлого года 2743 тыс. новых автомобилей)".

Не согласен с прогнозом "Автостата" и независимый автомобильный эксперт Константин Прохорцев. "Российский автомобильный рынок может начать восстанавливаться в более трудных условиях, чем рынки Европы и Северной Америки, - рассуждает эксперт. - До сих пор продолжается стремительное падение продаж, которое усиливается с каждым месяцем. Пока рынок не достигнет дна, говорить о его восстановлении к 2012 году слишком преждевременно, поскольку будущие реалии могут оказаться более пессимистичными". Как отмечает Анна Синявская, в ближайшие годы экономическая ситуация в России будет очень трудной, доходы будут падать, ставки по автокредитам - расти, поэтому рост в 2009-2010 гг. маловероятен. "Предполагаю, что розничные цены будут постепенно расти, к концу 2009 г. они вырастут на 20-35% в зависимости от марки машины, - считает аналитик РБК. - Рынок первичного спроса на автомобили в России закончился, начинается рынок покупателя. Поэтому сейчас производителям и дилерам придется очень серьезно перестраивать свою работу, ориентируясь на потребности своих покупателей и их изменившиеся доходы. Эра бурного роста рынка только за счет продаж новых машин закончилась".

Никита Афанасьев