На этой неделе технический делегат ФИА Чарли Уайтинг ответил на множество вопросов журналистов, дико интересовавшихся всеми изменениями в правилах. Одно дело - спрашивать о системе восстановления кинетической энергии (KERS) у гонщиков, которые стандартно отвечают про развесовку болида и лишнюю кнопку на руле, а другое - у полномочного представителя Федерации, той самой, которая и заварила всю эту кашу.

К слову, подробнее рассказав о KERS, Уайтинг, признаюсь, меня немного напугал. Чарли поведал о специальной рабочей группе, отвечающей за безопасность системы, и объяснил, как эта самая безопасность будет выглядеть на практике. Во-первых, насколько мне стало понятно из спича главного техосмотрщика "Формулы-1", опасаться KERS нужно не гонщикам и механикам команд, работающих с этой технологией, а простым (и часто недалеким) людям - маршалам гонки и работникам трассы, эвакуирующим разбитые болиды. Так вот, специально для них на болидах "Ф-1" будут установлены специальные световые индикаторы, которые будут показывать под напряжением ли система, или нет. Предполагается, что если сигнал будет показывать об опасности, то трогать машину (или обломок машины) будет нельзя. А если что-то и можно будет трогать - то только в специальных перчатках, выдерживающих до нескольких тысяч вольт. Разумеется, уверяет нас Уайтинг, работники трассы будут должным образом проинструктированы на этот счет, и опасаться, в общем-то, нечего. Однако представим себе такую картину: индикатор сломался или выдает ошибочный сигнал, или человек дотронется до детали, находящейся под напряжением не рукой в перчатке, а, скажем, бедром или ногой. Что произойдет? А если машина разобьется, выкатится на трассу и индикатор укажет опасность? Чем эвакуировать ее?

Я, конечно, немного утрирую, и все, вероятно, будет в порядке, но создавать новую потенциальную опасность в и без того опасном виде спорта - это перебор. А еще ведь нужно быть уверенным, что маршалы будут точно знать, как реагировать на подобные случаи. И все ли из них правильно запомнят порядок действий? Одна ошибка может стать фатальной.

***

Не только о KERSе думает ФИА. Думает ФИА и другую думу-думушку: как бы переделать свои собственные ляпы в правилах, да так, чтобы народ ничего не понял, и сделать следующий ляп еще более ляпистым.

Нет ничего проще, рассказывает нам Чарли Уайтинг. Вы жаловались на то, что в прошлом году пит-лейн по непонятным причинам закрывался не вовремя? Ах, давайте сделаем не так. В этом году ФИА, наконец-то, сможет контролировать единый блок энергоуправления, и когда на трассе будет появляться машина безопасности, можно будет просто включать волшебную кнопочку - и машины поедут медленнее. Не спорю, решение, в каком-то роде даже мудрое, но пока непонятно, сколько времени придется потратить болидам, чтобы собраться в одну большую кучу, прежде чем машина безопасности покинет трассу.

ФИА, вообще, удивительно далеко лезет во все дела. Например, выяснилось, что Чарли Уайтинга очень не порадовала разница между поведением мягкого и жесткого типов покрышек в 2008 году. Мол, слишком уж мала разница во временах на круге - всего 0,1 - 0,2 секунды. Надо этот разрыв увеличить - предлагает Уайтинг. Здорово, конечно, но я предлагаю ФИА пойти дальше: кнопочки, влияющие на скорость болидов включать не во время выезда сейфети-кара, а в самый неожиданный момент гонки, например, на старте Гран-при, и вдобавок не всем, а только, скажем, победителю квалификации; еще можно подсоединить KERS напрямую к пятой точке гонщика и при нажатии кнопки boost на руле включать радиоэфир. Ах, да, нельзя забыть и про медали первой восьмерке гонщиков на финише, включая деревянный, бумажный и туалетнобумажный экземпляры.

Дмитрий Федотов (Floters)

28 января 2009 г.