Главная статья обзора, и тут обозреватели AutoWeek отдают должное европейскому автомобилестроению. Прототип Sportback – серьезная заявка от Audi на ближайшую перспективу. Заявка, в которой собраны едва ли не все достижения дизайнеров и инженеров из Ингольштадта. А достижений у них немало.

Один только турбодизель чего стОит: V-образная 3-литровая «шестерка» TDI воплощает огромный опыт немецких моторостроителей (в том числе и гоночный). При максимальной мощности в 225 л.с. (наибольший крутящий момент – 550 Нм) двигатель Audi вписывается по выбросам вредных веществ в нормы всех американских штатов. Даже в крайне суровые калифорнийские! Хотя требования в США (и Канаде) не сахар: в отличие от старушки-Европы, там не признают двойных стандартов (с откровенными послаблениями для дизелей). Даешь чистый выхлоп, а искровое зажигание или воспламенение от сжатия – ваше личное дело. Поэтому-то в Северной Америке легковушки на тяжелом топливе и не в ходу: очень уж высокий выставлен барьер. А продвинутый TDI пробивает и его; браво!

Пробивает благодаря применению передовой аппаратуры подачи горючего с пьезоэлектрическими форсунками (давление впрыска до 2 тыс. бар!) и уникальными датчиками воспламенения в камерах сгорания. А также системы AdBlue для очистки выхлопа - с сажевым фильтром и подачей спецжидкости перед каталитическим нейтрализатором. Безумно сложно (и недешево), однако чего не сделаешь ради североамериканского рынка, еще недавно богатейшего в мире.

В остальном техника прототипа уже знакома, поскольку создан он на платформе новых A4/A5: 7-скоростной S-tronic (2 сцепления и переключение без разрыва потока мощности), постоянный полный привод quattro. Подвеска «по кругу» на двойных поперечных рычагах, амортизаторы регулируемой жесткости. И тормоза с керамическими дисками (диаметром 380 мм спереди и 356 мм сзади) – не только исключительно стойкие к «федингу», но и гораздо легче чугунных. Так называемые неподрессоренные массы; дорогого стОит.

Техника техникой, а стилистически Sportback решен в модном ключе купе-седан. Вернее, тут 5-дверный «хэтчбек»-купе – подобно новому Porsche Panamera. Передок прототипа украшен низко вырезанной трапецией фальшрадиатора с горизонтальными «ребрами» и воздухозаборниками (для тормозов) снизу по краям. В гладкие боковины кузова заподлицо вписываются дверные окна без рамок, а в задний бампер встроены 4 (некруглых) выхлопных патрубка. Монолитно-целостный облик «спортбэка» оттеняют 10-спицевые 21-дюймовые (!) колеса – в классическом духе GT.

Интерьер под щедро застекленной (атермальной) панелью крыши полон воздуха и света, отделка салона и обивка 4-х индивидуальных спортсидений практически целиком из кожи качественной выделки. За исключением, разве что, шпона натурального дуба на передней панели и центральной консоли – да кое-каких декоративных деталей из матполированного алюминия. Дисплей фирменного интерфейса MMI автоматически выдвигается из передней панели при включении зажигания: классный автомобиль готов к движению.

При габаритной длине 4,95 м Sportback – довольно крупная легковушка снаряженным весом 1800 кг. Однако жаловаться на его динамику грех: с места до 100 км/ч прототип способен разогнаться быстрее, чем за 7 сек. Объявленная максимальная скорость – 245 км/ч, тогда как средний расход тяжелого топлива (EU) – меньше 6 л на 100 км пробега. Верится с трудом, но возразить нечего; посмотрим, что покажет жизнь.

Прообраз грядущего A7, который ожидается на рынке к концу 2010. У американцев давняя слабость к марке с 4-я кольцами, и Sportback в их глазах – бесспорный «гвоздь» NAIAS 2009.

Прототип от Audi и в самом деле крут, но дизельные двигатели – даже самые продвинутые – российских автомобилистов не завораживают. А вот спорт-седан под символичным названием Karma произвел на редакцию CarExpert.ru неизгладимое впечатление.

Экспонат от американо-европейской Fisker Automotive, пока еще не завоевавшей всемирное признание. Ее учредитель и глава датчанин Henrik Fisker - известный дизайнер, среди работ которого такие модели как Aston Martin DB9 и V8 Vantage, BMW Z8. Выразительные образцы. В конце 2004 Генрик Фискер ушел в свободный полет и задался амбициозной целью: предложить состоятельным покупателям привлекательный внешне, динамичный и экологически «дружественный» автомобиль класса «премиум». И поставленной цели добился: взгляните на его творение.

Год назад Karma уже блистал в Детройте – как сугубо выставочная модель, неходовой макет. А теперь обнародован предсерийный прототип – да еще и вместе с премьерой кабриолета Karma S (на той же платформе). Ну, кабриолет (даже с жесткой крышей) не совсем в русле российского климата, тогда как спорт-седан в самый раз. Еще один автомобиль с «гибридным» силовым агрегатом – тоже по схеме plug-in. Но какой!

Эксклюзивную модель у Fisker Automotive изначально задумали как «гибридную» и грамотно разыграли козырные карты. Так, массивные литий-ионные аккумуляторы размещены на шасси предельно низко – причем примерно посреди колесной базы. Тем самым достигнута правильная «развесовка» по осям – залог держания дороги и управляемости. Бензиновый 2-литровый 16-клапанник Ecotec D1 от GM установлен спереди (пока неясно, продольно или поперечно). Авто «премиального» класса с 4-цилиндровым мотором; редкий курьез. Однако дело не в числе цилиндров; с непосредственным впрыском горючего в камеры сгорания, турбонаддувом и «интеркулером» Ecotec развивает до 265 л.с. (SAE «нетто»). Мало не кажется, но реальный потенциал «гибридного» силовой агрегат еще гораздо выше.

Механической связи с ведущими колесами у д.в.с. нет: он крутит мощный альтернатор, питающий бортовую тяговую э-сеть. То есть, силовой агрегат Q-Drive от Quantum Technologies выстроен по «последовательной» схеме: альтернатор заряжает тяговую батарею и питает ведущие э-моторы. Их 2 (оба по 150 кВт/204 л.с.) – в заднем мосту на месте главной передачи. Каждый вращает свое колесо, так что необходимость в дифференциале отпала. Иными словами, компоновка у спорт-седана «классическая»: двигатель спереди, ведущие колеса задние. Но продольный карданный вал отсутствует. Только силовые кабели – в расчете на высокое напряжение и очень немаленький ток.

Отсюда редкостная свобода рук для дизайнеров (которой они и воспользовались на все 100). Хотя дело не только в компоновке; пара э-двигателей дает замечательную возможность тонкого дозирования крутящего момента (электроника) – раздельно на каждом из ведущих колес. На пределе сцепления с ходовой поверхностью – причем с контролем «рыскания» автомобиля при интенсивном разгоне и в быстрых виражах. Опять-таки держание дороги и управляемость – ведь речь идет о спорт-седане.

Q-Drive работает – по выбору водителя - в одном из 2-х режимов: экологичном Stealth Mode и динамичном Sport Mode. В Stealth Mode «карма» идет на одной только э-тяге (без всяких выхлопов) – до 80 км пробега. А в Sport Mode периодически подключается Ecotec – для подзарядки батареи или при интенсивном разгоне. Общий пробег достигает 480 км; уехать можно довольно далеко.

Karma предлагается в 3-х вариантах исполнения: EcoBase, EcoSport и EcoChic. Разница в основном в отделочных материалах: так, обивка интерьера в самой дорогой версии EcoChic из натурального текстиля Bamboo Viscose – без использования шкур животных. Тогда как в EcoSport обивка сидений кожаная, но из 100-процентно утилизированного сырья – без потерь и отходов. А скажем, шпон для отделки передней панели получен исключительно из погибших деревьев. Во всяком случае, по утверждениям в пресс-релизах Fisker Automotive; такая философия.

Агрегаты и узлы «кармы» собраны на несущей структуре из алюминиевых сплавов, легкой и жесткой. Панели кузова тоже из высокопрочных легких материалов – в том числе из углепластиков. Karma – полногабаритная легковушка (длина – 4987 мм, колесная база – 3160 мм), низко посаженная над дорогой. При высоте в какие-то 1330 мм (ведь трансмиссия не мешает) у автомобиля широченная колея – 1689/1720 мм. «Формульные» пропорции: вместе с невысоким центром тяжести они обещают «гибриду» исключительные ходовые качества. И года не пройдет, как станут известны результаты независимых испытаний; думается, они нас удивят.

А пока фирменные сведения: в Stealth Mode спорт-седан способен разогнаться с места до 96,5 км/ч (60 миль) за 7,5 сек. Объявленная максимальная скорость – 153 км/ч. В Sport Drive время разгона до 96,5 км/ч улучшается до великолепных 5,8 сек., максимальная скорость – за 200 км/ч. Причем, как утверждается в пресс-релизах, среднегодовой расход бензина может держаться на уровне 2,35 л на 100 км пробега. Фантастика! Видимо, если регулярно заряжать аккумуляторы «от розетки».

Сборка спорт-седана организуется на заводе Valmet Automotive (название нам знакомо) в Финляндии. Как ни парадоксально, мистический «карма» даже ближе к реальности, чем немецкий Sportback. Во всяком случае, в свет революционная легковушка от Fisker Automotive выйдет годом раньше, чем Audi A7, – уже в IV квартале. За «карму» запрашивают немалую (хотя и разумную) цену – в США от 88 тыс. долл. (Причем с налоговыми льготами в пользу экологически «дружественной» модели базовая цена снижается до 80,5 тыс.). И надо еще посмотреть, которая из них привлечет больше покупателей.

Сам Г.Фискер рассчитывает выпускать и продавать по 15 тыс. машин в год; этак Fisker Automotive скоро выйдет в большие забияки. И послужит достойному делу сбережения невосполнимых ресурсов и сохранения окружающей нас среды. Правда, основной вклад в ее загрязнение делают автомобили вовсе не того рыночного сегмента, к какому принадлежит Karma. Тут отличаются как раз легковушки «гольф»-класса – ведь их много. Однако престижные модели играют особую роль: они формируют моду, подают пример для подражания. Трудно преувеличить.

Сомнений у редакции CarExpert.ru нет: «гвоздь» мотор-шоу в Детройте – бесподобный Fisker Karma. Хотя не исключено и особое мнение; дайте знать.

За кадром выборочного обзора NAIAS 2009 остались десятки интересных выставочных экспонатов; их даже перечислить непросто. И все же кое-какие выводы напрашиваются. Во-первых, слухи о смерти американского автопрома сильно преувеличены; он еще жив – и брыкается. Мало того, находит волю и силы, чтобы демонстрировать перспективные идеи и проекты. Не стОит грустить – и попутного им ветра!

Во-вторых, мировое автомобилестроение определено разворачивается в сторону экономичных и экологичных решений. Причем тон не всегда и не во всем задают крупнейшие и признанные производители. То тут, то здесь вперед вырываются дерзкие малые компании, агрессивно наступают «молодые тигры» из развивающихся стран. Так держать – и скучно не покажется.

Фото Audi, Fisker, Ford, Kia.

Источник: CarExpert.ru