Об автомобилях Subaru складывают легенды. Но за высокой ценой на российском рынке немногим удается разглядеть особенности модельной линейки уникальных автомобилей. Журналист «Газеты.Ru» отправился в автопутешествие по Прибалтике, где попытался понять, за что владельцы Subaru так любят эту марку, и протестировал сразу четыре модели – спортивные WRX и BRZ, полноприводный седан Legacy и компактный кроссовер Forester.

Маленькая японская компания Subaru за текущий год реализовала в России 11 тысяч автомобилей. И хотя продажи растут, это ниже показателей остальных японских производителей. При этом в России за Subaru закрепилась репутация надежного автомобиля со своей изюминкой, вокруг которого образовался широкий пул лояльных марке автовладельцев. 75% покупателей Subaru остановились на этом бренде после восторженных рекомендаций поклонников. Но одновременно для широкого круга российских потребителей Subaru скорее предстает как один из японских автомобилей с ценами почему-то выше среднего. Нечасто автомобили Subaru принимали участие и в тест-драйвах «Газеты.Ru». Чтобы познакомиться ближе с модельным рядом Subaru, мы отправились в Прибалтику, где японцы организовали автопробег с участием всей линейки, представленной на нашем рынке. Через Эстонию, Латвию и Литву журналист «Газеты.Ru» проехал на японских автомобилях и попытался понять, за что Subaru так любят поклонники марки.



На Subaru Impreza WRX – от Таллина до острова Сааремаа Забегая вперед, скажу, что именно Эстония из всех Прибалтийских стран больше других по своему антуражу и менталитету приблизилась к Евросоюзу. О том, что Таллин всего 20 лет назад был советским городом, здесь, кроме редких экземпляров «Волг», «Жигулей» и облагороженных хрущевских пятиэтажек, вряд ли что-то напомнит. Русский язык здесь немного помнит только старшее поколение, а молодежь вежливо просит перейти на английский. В наше время День независимости от СССР в Эстонии отмечают с не меньшей помпой, чем раньше 7 Ноября.

Типичная европейская страна, привыкающая к затяжному финансовому кризису. Местная дорожная полиция начинает штрафовать за превышение уже на 1 км/ч. Это при том, что ограничение скорости колеблется в пределах 20–50 км/ч. Соблюдать такой скоростной режим невыносимо, тем более что машины здесь встречаются примерно так же редко, как на пустынной трассе Чита — Хабаровск.

И вот по таким роскошным в плане трафика дорогам я начал путешествие за рулем спортивной Subaru Impreza WRX. Это все равно что посадить измученного диетами толстяка за шведский стол.

Компания Subaru еще в середине прошлого века, участвуя в гоночных баталиях крупнейших международных соревнований, стала одним из первопроходцев и главных идеологов развития полноприводных автомобилей. Поэтому и на сегодняшний день практически вся линейка имеет четыре ведущих колеса.

WRX – спортивный легковой автомобиль с приводом на все колеса, оснащенный горизонтально-оппозитным двигателем (уникальная разработка Subaru) мощностью 265 лошадиных сил.

Опуская технические подробности знаменитого мотора, отметим, что именно за счет его специфической конструкции занижается центр тяжести автомобиля. Это радикально улучшает устойчивость и управляемость при маневрировании. Что на деле дает такой двигатель? При вялой езде по эстонским пустынным дорогам эти преимущества едва ли заметны. Поэтому тут невольно задашься вопросом: зачем переплачивать за уникальную разработку Subaru?



Зато первое, что ты слышишь при повороте ключа в замке зажигания, – это свирепый рокот оппозитного мотора, от которого невольно бегут мурашки по коже.

По прекрасным дорожкам мы ползем до парома, на который погружаемся за €12, и уже едем на крупнейший эстонский остров Сааремаа. Среди поклонников автоспорта он имеет славу самого быстрого острова Балтийского моря. Еще в 1970-х годах здесь прошли первые любительские соревнования. Общая протяженность трасс достигает 907 километров.

И уже тут, оказавшись на раллийной гравийной трассе, понимаешь, что благодаря системе симметричного полного привода управляется автомобиль очень четко и послушно. В обычном состоянии крутящий момент между передней и задней осями распределен на 60% и 40% соответственно, но по мере возникновения дорожных факторов, влияющих на сцепление колес с поверхностью, система в режиме реального времени перераспределяет усилие. Здесь машин, кроме редких советских тракторов, нет вообще. Под гулкий стук гравийных камней легко разгоняешься до 100... 110... 120... 130... 150... км/ч… Ну наконец-то удается плеснуть краски в размеренную эстонскую жизнь.

Но даже на такой скорости не ощущается, что едешь по гравийке на 5-й передаче. При торможении в резких поворотах полноприводный WRX сохраняет траекторию и не уходит в занос. Машина молниеносно разгоняется, поднимая вокруг себя клубы пыли раллийной трассы. Здесь начинаешь ощущать себя гонщиком очередного этапа европейских соревнований. А заниженный центр тяжести и полный привод — подмога для повышения эффективности автомобиля, так как крутящий момент передается не на два, а на четыре колеса.

Тест-драйв Subaru BRZ от Сааремаа до Сигулды На этой же раллийной трассе острова Сааремаа меняем автомобиль на единственную заднеприводную модель в линейке Subaru — спортивное купе BRZ. Со стороны автомобиль кажется совсем крошечным. Буквально проваливаемся в сиденья-ковши. Даже после WRX, не отличающегося высокой посадкой, за рулем BRZ складывается впечатление, что будто сидишь на земле. Вроде тесно, но настраиваем сиденье под себя, поворачиваем ключ – и снова этот рычащий рокот 2-литрового оппозитного двигателя мощностью 200 лошадиных сил.

Продолжаем движение по грунтовке. Машина вертлявее, чем WRX. За маленьким спортивным рулем купе BRZ с азартом влетаем в заносы, которыми, даже несмотря на заднеприводность, легко и гораздо интереснее управлять. Автомобиль настолько послушен, что реагирует и материализует каждую мысль и твою реакцию на руль. С первых секунд становится понятно: эта машина — для настоящих ценителей скорости. На таком автомобиле невозможно ездить спокойно, если даже кругом эстонские полицейские, радары и огромные штрафы. Хочется выжать максимум – вдавить педаль газа в пол и быстро добраться до 6-й передачи. При этом очень комфортная подвеска – мягкая и в меру упругая.



По раллийной трассе, виляя задом, мы сквозь клубы дыма долетаем до дорог общего пользования, вновь пересаживаемся на паром и плывем обратно на материк. Затем из Эстонии направляемся в сторону Латвии.

Сразу после парома у нас стал барахлить внешний навигатор. И как раз мимо нас пролетел самый спортивный кроссовер из линейки Subaru — Forester tS. Пристраиваемся за ним, и на протяжении нескольких сотен километров средняя скорость на пустынной эстонской трассе, плавно переходящей в латвийскую, не падает ниже 150 км/ч. Неожиданно местные водители тоже моргают фарами, предупреждая о патрульных полицейских (все-таки не до конца Европа).

Граница между Эстонией и Латвией довольно условная. Стоит пункт КПП, но никакого интереса к проезжающим машинам пограничники не проявляют.

Латвия живет беднее Эстонии. Видимо, сказывается несговорчивость латышей с ЕС – здесь до сих пор не действует зона евро. Дороги явно хуже и больше напоминают наши, но неясно, как глубоко должен утащить Латвию европейский кризис, чтобы довести дороги до кошмара, как в Волгограде или Саратове.

В Латвии из Прибалтийских стран самый большой процент русскоязычного населения. Но, правда, русские, которых с каждым годом все меньше, говорят с большим акцентом и сами признаются, что уже лет через десять по-русски говорить здесь никто не будет. Впрочем, это не останавливает российских граждан, активно скупающих здесь недвижимость. В хорошем районе Риги или Юрмалы просторные квартиры стоят дешевле старой однушки на периферии Москвы.

Первая наша остановка состоялась в курортном туристическом годке Сигулда, который в советские годы считался чуть ли не заграницей. И сейчас здесь много туристов, изучающих Турайдский музей-заповедник, в центре которого возвышается средневековый замок с 38-метровой башней, – реставрационное наследие советской эпохи.

На Subaru Legacy от Сигулды до Риги В третий день пересаживаемся на седан Subaru Legacy. Под капотом горизонтально-оппозитный двигатель с системой симметричного полного привода, работающий в паре с автоматической трансмиссией. За рулем этого большого черного седана направляемся в сторону латвийской столицы — Риги.

Двигатель работает надежно и мощно. Только нажимаешь педаль газа, и автомобиль динамично (особенно при своих габаритах) набирает ход, но, конечно, без такой шустрости и озорства, как в предыдущих спортивных моделях. Это уже взрослый, серьезный автомобиль, который скорее подойдет для деловых и семейных поездок. Кожаный просторный салон — комфортный, без аскетизма, как в спортивных моделях. Здесь есть и 3,5-дюймовый монитор, и камера заднего вида, и бортовой компьютер с большим набором функций — все интуитивно очень понятно и всегда под рукой. Автомобиль напичкан электроникой, начиная от датчиков света и заканчивая датчиками дождя.



Но даже здесь Subaru позволяет разгоняться до предела, маневренно и без кренов входить в повороты благодаря все тому же заниженному центру тяжести. При движении чувствуешь, как цепко автомобиль держится за дорожное покрытие, поэтому без риска прибавляешь газу даже во время резких поворотов. По пути в Ригу начался ливень, это явно не помеха для полноприводного седана Subaru.

Машина идеально подойдет и для дальних поездок. Здесь гений надежности, который не будет мучить своего владельца сервисным обслуживанием. Заливай бензин в бак – и вперед.

Периферия Риги похожа больше на советский город. Серые новостройки, ларьки а-ля «Союзпечать», пестрые дешевые вывески и обшарпанные заводские цеха. В центре же города как будто вновь попадаешь в другую страну — красивые исторические кварталы, костелы, православные церкви.

На Subaru Forester 2,5 от Сигулды до Вильнюса В 66 километрах от латвийской столицы мы отправились на известную еще со времен советского автоспорта внедорожную трассу «Муса». На этой песчаной трассе проводится ежегодный этап чемпионата Европы по автокроссу.

Пересаживаемся за руль кроссовера Subaru Forester с 2,5-литровым двигателем. По словам главы японской компании в России Казуси Иосиды, это ключевой автомобиль в модельном ряду Subaru — на разные модификации «Форестера» приходится до 50% продаж.

Автомобиль оценили не только российские потребители. Эксперты авторитетного американского издания Consumer Reports назвали Forester лучшим компактным кроссовером среди новых моделей этого класса. Немаловажным для победы Forester обстоятельством оказались результаты американских краш-тестов, по итогам которых модель была признана самой безопасной. Другой плюс автомобиля — его простота. Тут же большие окна и дверные проемы, за счет которых у машины лучший доступ в салон и обзорность в своем классе.



Садимся за руль и отправляемся на внедорожную раллийную трассу «Муса». Сразу ясно, что оснащенный 2,5-литровым оппозитным двигателем и трансмиссией-вариатором Forester обладает не слишком впечатляющими ходовыми качествами. По песку автомобиль скользит, как по рыхлому снегу. Однако тут же в очередной раз оцениваем преимущества оппозитного двигателя. Рулевая рейка скрепит и тарахтит, но автомобиль проходит виражи даже на высокой скорости, хотя по законам физики, как казалось, уже давно должен был завалиться на бок.

Литовские дороги в провинциальных городах, пожалуй, худшие из того, что нам приходилось видеть в Прибалтике. Русских здесь уже всего 10%, и на языке говорят хоть и больше, чем в Эстонии, но очень слабо.

Основная часть тест-драйва в Литве состоялась на известной в узких спортивных кругах местной трассе Неманское кольцо, которая еще с середины прошлого века используется для кольцевых автомобильных гонок. После развала СССР трасса была фактически заброшена, и только в конце 1990-х началось ее восстановление. Трасса с уже изрядно потрескавшимся асфальтом используется лишь частично. Создается ощущение заброшенности и ветхости. Вокруг беспорядочно лежат старые покрышки, а всего в нескольких метрах от трассы ржавеют образцы советского автопрома.

Яркие и пестрые автомобили Subaru как будто вдыхают новую жизнь в трассу. Здесь уже наконец можно прочувствовать возможности автомобилей Subaru в полную мощь. На некоторых участках скорость Forester зашкаливает за 200 км/ч, а резкие повороты проходишь на скорости более 120 км/ч. Возникает ощущение сильного крена и что вот-вот автомобиль завалится, но как раз за счет заниженного центра тяжести он сохраняет свою устойчивость и под визг тормозов продолжает движение. «Это физика», – многозначительно повторяет мантру японец Иосида из Subaru, который сам круг за кругом проходит по раллийной трассе.

От частого торможения на высокой скорости у некоторых автомобилей дымятся колодки. Многие участники заезда не справляются со сложными этапами трассы. В итоге машины выбрасывает на обочину, а заднеприводный BRZ, не поддавшись одному из маневров своего водителя, разворачивается поперек трассы. И так полтора часа под визг тормозов и терпкий запах раскаленных колодок…

Заключительный этап нашего путешествия пролегал из Каунаса в Вильнюс. Здесь уже превосходная двухполосная автомагистраль с ограничением скорости до 130 км/ч. Дорога идеально ровная и очень напоминает трассу М-1 до Минска в белорусской ее части, с которой граничит Литва.

Автомобили Subaru выбиваются из общего модельного ряда всех других японских производителей, как Прибалтика выбивается из общего ансамбля Европы и постсоветского пространства: это не совсем Европа и уже далеко не Россия. Впрочем, по итогам поездки складывается впечатление, что японские автомобили нам гораздо ближе прибалтийских соседей.