Десять паромов будут обеспечивать транспортное сообщение между Крымом и остальной Россией на Керченской переправе в этом году. Для избежания коллапса и длинных очередей Владимир Путин пообещал проработать ситуацию с минтрансом Крыма. Эксперт уверен, что до строительства моста проблема с пробками, неблагоустроенностью и взяточничеством на переправе решена не будет.

Для ликвидации серьезных очередей из автотранспорта на Керченской переправе в преддверии сезона отпусков президент Владимир Путин пообещал задействовать 10 паромов. Как рассказал Путин на этой неделе в ходе «прямой линии» с населением, в ближайшее время на переправе, соединяющей Крым с остальной Россией, должны начать курсировать пять паромов, а в дальнейшем их количество вырастет в два раза. При этом несколько паромов будут большой вместимости.

Такое обещание он дал, комментируя просьбу представителя Ассоциации перевозчиков Крыма Николая Максименко. По его словам,

на сегодняшний день грузовые машины стоят в очередях 12–14 суток. Очередь выстраивается на 2 тыс. транспортных средств.

«Водителям приходится жить в кабине, им нечего даже покушать, — пожаловался Максименко. — Запущенная электронная очередь не решает проблему, а лишь исключает возможные коррупционные схемы». Максименко попросил ввести электронные билеты, которые, по его мнению, могут решить проблемы с очередями.

В очереди на переправу 2 тыс. машин

В ответ на это Путин сообщил, что эта проблема ему хорошо знакома, однако информация о таком скоплении транспорта оказалась для него новостью. Он пообещал «поговорить с руководством министерства транспорта Крыма относительно сложившейся ситуации и поработать над проблемой».

Однако пока ситуация на Керченской переправе действительно оставляет желать лучшего – каждый шторм оборачивается образованием гигантских очередей из автомобилистов. Так, в пятницу очередь выросла в шесть раз, паром ожидали более 2 тыс. машин. По данным «Морской дирекции», на Керченской переправе очередь на паром в порту «Кавказ» составила около 380 легковых автомобилей и 330 грузовиков, в порту «Крым» ожидали погрузки 70 легковых машин, семь автобусов, 64 «Газели» и 15 фур. В порту Новороссийска — 242 грузовика, в Славянске-на-Кубани — более 1200 фур. В Керчи находилось 510 грузовиков.

Отметим, что в настоящее время на линии Кавказ — Крым задействованы три парома: «Глюкофилоуса III», «Крым» и «Севастополь». На линии Кавказ — Керченский морской торговый порт работают суда «Керченский-2» и «Ейск». По информации минтранса Крыма, организованы дополнительные линии по перевозке грузового транспорта по маршрутам Новороссийск — Керченский морской торговый порт и Темрюк — Керченский морской рыбный порт.

Ранее Путин уже поручал властям Крыма подготовить Керченскую переправу к курортному сезону до 30 апреля. Согласно сообщению на сайте Кремля, совету министров Республики Крым совместно с Минтрансом России поручено обеспечить подготовку транспортной инфраструктуры (в том числе Керченской паромной переправы) в целях создания достаточных мощностей для перевозки пассажиров в курортный сезон 2015 года с учетом пиковых нагрузок 2014 года. Кроме того, кабмину и властям Крыма необходимо к 30 апреля представить свои предложения по организации дополнительных полос движения на въезде в Крым, а также оптимизировать деятельность автомобильных пунктов пропуска через госграницу страны «путем выведения за их пределы пунктов проведения контрольно-досмотровых мероприятий, осуществляемых Россельхознадзором и Роспотребнадзором».

О проблеме коррупции, которая существует среди сотрудников, обеспечивающих работу Керченской переправы, ранее сообщал глава Крыма Сергей Аксенов. Он рассказал, что

в результате следственных экспериментов половина их участников за 5 тыс. руб. смогли стать с двухсотых вторыми или третьими в очереди на Керченскую переправу.

«Эта ситуация носит системный характер, а летом она будет более усиливаться, потому что очередей будет больше, — заявлял Аксенов. — Я разговаривал с директором ФСБ Александром Бортниковым и главой МВД Владимиром Колокольцевым по вопросу работы переправы. Мы договорились о том, что МВД совместно с ФСБ должны пресечь все коррупционные деяния, пропуски за деньги без очереди».

При этом остается очевидным тот факт, что заторы на Керченской переправе исчезнут только со строительством моста через Керченский пролив.

Мост

После долгих поисков исполнителей данного проекта в конце января этого года правительство утвердило «Стройгазмонтаж» генподрядчиком строительства Керченского моста. Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и «Стройгазмонтаж» 17 февраля подписали государственный контракт на проектирование и строительство транспортного перехода. Предельная стоимость моста составит 228,3 млрд руб. Вице-премьер Дмитрий Козак говорил ранее, что «в результате конкурентных переговоров и за счет оптимизации технологических решений удалось снизить предельную стоимость моста на 19 млрд руб.».

В Росавтодоре «Газете.Ru» заявляли, что «после завершения проектирования стоимость строительства будет уточняться». «По нашим расчетам, она изменится в меньшую сторону», — отметил представитель агентства.

Отметим, что, по оценке «Автодора», срок строительства тоннельного варианта составит не менее четырех лет. Президент дал поручение сократить срок строительства и пустить движение уже в 2018 году.

Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен, что вариант с использованием паромов может быть не более чем промежуточным.

«Пробки и простои останутся»

«Будет их пять или десять, все равно останутся пробки и простои, — говорит Войтко «Газете.Ru». — Бытовая неустроенность, конфликтные ситуации с первоочередными грузами — все это сохраняется.

Пока погода хорошая, все тоже идет хорошо, но едва начинается какой-нибудь шторм, ветер, то сразу же возникают заторы. А вы можете себе представить, что это такое, когда 100–200 тяжелых машин выстраиваются в хвост друг за другом? Никакие мобильные туалеты не спасут. Несмотря на такие сложности, масса наших товарищей считает крымское направление перспективным и продолжает там работать, возить грузы — в первую очередь туда. Везем туда оборудование, стройматериалы, продукты питания. Но до тех пор, пока не будет построена полноценная мостовая переправа, ситуация не изменится».

Войтко признал, что на переправе действительно приходится сталкиваться со взяточничеством,

но отметил, что в первую очередь ответственность за это лежит не на водителях, а заказчиках перевозки, которые могут торопиться с доставкой груза.

«Задача водителя — доставить груз из точки А в точку Б, — сказал Войтко. — Конечно, бывают случаи, когда грузоотправители кроме суммы фрахта за транспортное средство дают отдельный конверт «на переправу, чтобы попасть в отдельные списки». И с одной стороны, порядок наводится — так, были выделены в отдельную категорию скоропортящиеся грузы, к примеру, продукты питания — они идут отдельным направлением. Но человеческий фактор сохраняется. Один хочет заплатить за то, чтобы побыстрее проехать, другой готов эту плату принять».